13:08 «Цветы» трудовых мигрантов, или особое поколение рано взрослеющих детей |
В странах Центральной Азии выросло целое поколение детей, родители которых в поисках работы кочуют по просторам Российской Федерации. Трудовые мигранты из Таджикистана – не исключение. Из восьмимиллионного населения этой страны более миллиона человек – ежегодно пополняют ряды армии трудовых мигрантов. Их денежные переводы помогают выжить родным у себя на родине. «Дети мигрантов - нуждаются в особой заботе,- высказала в редакции своё мнение собкор ИА «ЭТНОИНФО» Ирина УМАРОВА по приезду из командировки в Республику Таджикистан. Сегодня в этой стране немало кишлаков, где почти в каждом дворе можно найти ребят, чьи родители уехали на заработки в Россию. У каждого из них – ситуация разная: одни стабильно, раз в год видятся с отцом, другие по несколько лет лишь общаются по телефону или скайпу, а есть среди детворы и такие, кто ни разу в своей жизни не видел отца. Дети-кормильцы…Этот юноша поделился со мной своими мечтами и желаниями, страхами и ожиданиями, а я не знала, что ему ответить. Разве он, и ещё тысячи подобных ему девчонок и мальчишек виноваты в том, что их судьба сложилась так, а не иначе?! Бедность – вынуждает таких детей искать заработок и рано взрослеть. К сожалению, подобный случай не является исключением в жизни трудовых мигрантов.
На плечи 16-летнего Абдулло из Восе легла тяжёлая ноша. Вот уже три года он кормит и полностью обеспечивает свою семью, с того самого момента когда отца, больного сахарным диабетом, депортировали из России на родину. Теперь отец не в состоянии работать, постоянно лежит и лишь изредка выходит на люди. В семье Абдулло – единственный сын, есть две старшие и две младшие сестры. После занятий в школе он спешит в цех, где собирает сундуки. От дневного заработка этого юноши зависит, что будет стоять на дастархане (прим.автора: скатерть, используемая во время трапез). Работа сдельная. В среднем это 25-45 сомони в день (прим.автора: 200-370 росс.руб). Бывает ему приходиться оставаться в цеху с ночевкой, чтобы доделать работу. После ночной работы иногда засыпает прямо на уроках. Преподаватели знают о положение этой семьи, и стараются относиться с пониманием. Абдулло вспоминает, как трудно проходило его детство: «Однажды отъезд отца длился 10 лет. За это время мы ни разу не виделись, но он пересылал нам некрупные денежные переводы, которые были очень-очень нужны нашей семье, именно на них мы и жили». О том, что у отца в России была русская жена, Абдулло не любит вспоминать, даже просит не задавать вопросы на эту тему… Деньги, которые ты получаешь – хватают на жизнь? Иногда на нашем достархане лежит одна лепёшка, и мы благодарим Аллаха, за эту еду. Мясо едим по большим праздникам, и то, если есть возможность его купить. Мобильный телефон есть только у отца, хотя у всех моих сверстников есть телефоны. Телевизор тоже есть дома. Только его редко смотрим – нет времени. По хозяйству много дел, огород много времени занимает, а мне ещё уроки учить надо и в цех ходить. Весь свой заработок я отдаю родителям, и если мне что-то нужно купить для школы или из одежды, говорю им заранее, чтоб можно было за какое-то время деньги откладывать на нужные покупки. А как ты учишься в школе, я имею в виду успеваемость? Честное слово, у меня всего лишь две тройки: по алгебре и русскому языку, по всем остальным предметам у меня четверки и пятёрки. Мне нравится учиться. Если бы было больше времени для учёбы, я был бы точно отличником! Сейчас ты перешел в 10 класс. До окончания школы остаётся совсем ничего. Кем хочешь быть в будущем? Хочу стать военным, или работать в спецназе, но если не получиться поступить после школы – пойду в армию. В Таджикистане ведь есть закон, который гласит, что единственный сын в семье может не служить в армии… Да, верно. Но я пойду добровольцем. Я мечтаю быть военным, поэтому армия мне не помешает, а если придётся совсем худо – придётся ехать в Россию на заработки. А чем ты будешь заниматься в России? Точно не смогу ответить, лишь бы работа была. Хотя, учиться очень люблю, и с радостью бы после школы поступил в какой-нибудь престижный ВУЗ. А кто тогда будет мою семью кормить? Да и на лечение отца тоже немало нужно. Знаю одно, что семью свою никогда не брошу, даже если мне придётся до конца своих дней работать, работать и работать. Один наш учитель говорит, что у каждого школьника должен быть лозунг «Учиться, учиться и учиться». А вот скажите, что мне делать, если судьба мне не даёт шанса учиться?! Новые семьи в РоссииМужчины, находясь, долгое время вдали от своих семей, заводят новые знакомства, живут гражданским браком, создают новые семьи. Когда начинаешь жить на две семьи, со временем, наверное, и притупляется тоска по родным. Да и потом, лучшие условия жизни становятся тоже решающим фактором - остаться в Российской Федерации.
На момент рождения второго ребёнка в Подмосковье жил гражданским браком с Алёной, с которой позже зарегистрировал отношения. Знакомым и друзьям, оправдываясь, говорил, что это только ради гражданства. Алёна родила сына, потом второго. А её существование узнала на родине жена Латофат, но мужа ни в чём не обвиняла, лишь говорила, чтоб переводы пересылал для семьи. «Вернется он, когда старым, больным станет и никому не нужным там, в России!» — иногда говорят ей подруги. Латофат не обижается, говорит, что тут в каждом почти дворе такие же брошенные жёны и такие же гулящие мужья. На вопрос о том, с кем же он планирует остаться в старости, Миша отвечает: «Это только одному Аллаху известно», и как бы оправдываясь, добавляет: «Главное, чтобы все были живы и здоровы, и дети были счастливее, чем я». Брошенные жёны и детиПроблема брошенных семей трудовых мигрантов, пожалуй на сегодня, одна из актуальных тем. По мнению экспертов, число брошенных жен и детей становится все больше, и эта проблема не была столь болезненной, если бы трудовые мигранты стабильно помогали бы своим семьям. Никто сегодня не скажет точно, сколько составляет численность брошенных жен и детей, но для аналитиков и экспертов одно очевидно - их число растет. Об этом можно судить, попав в регионы центрально-азиатских стран, где женщины и дети самостоятельно ведут своё хозяйство, и далеко не каждая может похвастаться тем, что ее муж или бывший муж оказывает поддержку материально. Поток трудовых мигрантов, приезжающих в Россию с семьями, не так велик, считаетдиректор по проектам Центра Миграционных Исследований Юлия Флоринская. По её словам, лишь треть иностранных граждан въезжают на территорию РФ со своими супругами. «Лишь 20% мигрантов привозят своих жен», - говорит эксперт, - «А вот поток мигрантов, привозящих с собой детей, составляет порядка 10%». Директор Института миграционной политики и эксперт Российского совета по международным делам Ольга Гулина считает, что на постсоветском пространстве проблема детей и подростков, чьи родители – трудовые мигранты, актуальна не только в Центральной Азии, но и в Молдове, Украине. За пределами современной Евразии с аналогичными проблемами сталкиваются и Филиппины, Шри – Ланка, страны Карибского бассейна и многие другие. «Дети мигрантов – сложная и социально – важная тема. В академической науке миграционных исследований есть даже специальный термин «children left behind – оставленные дети». Согласно данным исследованиям, этих детей отличает потеря эмоциональной привязанности, нарушение социальных контактов, сложности с академической успеваемостью и последующей адаптацией», - говорит международный эксперт. Руководитель общественного фонда «Панорама» Татьяна Бозрикова считает, что трудовая миграция из стран ЦА остается основной стратегией выживания и улучшения материального благополучия. «Но если трудовые мигранты рвут связи с домом и перестают отправлять ежемесячные денежные переводы, то их семьям не позавидуешь», - говорит эксперт, - «Сегодня брошенных жён – и не сосчитать. Почти все они живут за чертой бедности, есть и такие, кто от безысходности и неуверенности в себе и в завтрашнем дне становится самоубийцей» Межнациональные браки среди мигрантов набирают популярность, считает директор НИИ миграции в Душанбе Рахмон Ульмасов. По его словам, в результате оставшиеся на родине дети и жены теряют кормильца, растет количество матерей-одиночек из мигрантских семей, повышается вероятность брошенных жен мигрантов и их детей попасть в маргинальные слои общества. «Смягчения» последствий миграцииМиграционные процессы затрагивают не только взрослое, но и детское население. Дети трудовых мигрантов — одна из наиболее уязвимых категорий, нуждающихся в особом содействии. В связи с этим встает вопрос об оказании таким ребятам не только социально-педагогическую поддержку, но и помощи в решении социальных и психологических проблем. Правозащитники и аналитики предлагают таджикским властям серьезно заняться вопросами влияния трудовой миграции на семьи гастарбайтеров. Они полагают, что программа социально-психологической и экономической помощи брошенным детям мигрантов должна идти полным ходом. Второй год подряд Миссия Международной Организации по Миграции в Таджикистане проводит Летнюю школу для детей, чьи родители находятся в трудовой миграции. Проект сочетает отдых, изучение основных прав и обязанностей ребёнка, обсуждения анализа важности образования, планов на будущее, интерактивные игры, экскурсии. Основной принцип Летней школы - воспитание без «принуждения» через увлечения детей, через погружение в мир творчества, развития инициативы и самостоятельности. Правозащитник Алла Куватова считает, что участь забытых детей мигрантов незавидна. «Летняя школа для детей мигрантов, на мой взгляд, интересный проект. И такие учебные лагеря нужно практиковать в летний период во всех регионах Таджикистана. Вопрос в том, на сколько этот проект устойчив?» - задаётся вопросом Куватова.
Преподаватель из Куляба Имомали Дильбар уверяет, что было очень много желающих участвовать в Летней школе. Детям было интересно такое общение, они спрашивали, будет ли продолжение. Дети, по её словам, не только с удовольствием играли в интерактивные игры, но и проходили тесты «Русский язык как иностранный». «Потому что они хотят знать русский язык. Занятия по элементарному уровню владения этим языком был полезен, ведь этот язык, как и прежде, востребован в Таджикистане», - утверждает учительница. По словам Имомали Дильбар, лекции, викторины, интерактивные игры придали деятельности Летнего лагеря организованный, осмысленный и целенаправленный характер. «Мы были бы рады, если подобные мероприятия, в виде Летней школы проводились ежегодно», - сказала она. Пенсионерка Хайдарова Мехринисо, которая привела в Летнюю школу 14-летнего внука очень рада, что есть такая возможность для детей в летний период. «Амирчону было всего 3 года, когда его отец умер. Моя дочь осталась одна с четырьмя детьми. «Семья получает пособие по потери кормильца. Любая помощь для нас – очень цена!» - сетует бабушка, и тут же радостно добавляет, - «Спасибо за лагерь! Отдельное спасибо за рюкзак! Теперь нам не нужно к новому учебному году покупать сумку внуку. У внука спросила, нравится ли ему тут, он ответил, что, да. Просит на следующий год его тоже записать в этот лагерь». Папа, приезжай скорей!Трудовая миграция разрушает таджикские традиции. Разрушается образ сплоченной семьи. Телефон и такие уникальные приложения, как вайбер или скайп позволяют поддерживать связь с родными, но в реальности этим детям не хватает живого общения. Каждый из этих детей норовит похвастаться, что отец прислал или пришлёт: планшет, навороченный телефон или ноутбук. В моей памяти остался 11-летний щупленький мальчуган, у которого я брала интервью. И на мой вопрос, какого подарка ожидает он по приезду отца, он с наворачивающими слезами на глазах ответил: «Лишь бы папа приехал живой и поскорей». Позже ребята мне рассказали, что в начале этого года, его дядю привезли в цинковом гробу. Он упал на стройке с многоэтажного строящегося дома...
Ирина Умарова Таджикистан-Россия Фото автора http://www.ethnoinfo.ru/statji/2193-lcvetyr-trudovyh-migrantov-ili-osoboe-pokolenie-rano-vzroslejushhih-detej Читать еще: http://www.ethnoinfo.ru/tema-broshennye-semji |
| Категория: Аналитический материал | Просмотров: 888 | |
| Всего комментариев: 0 | |

Миша, как теперь его называют в России уроженец из Таджикистана. В 2008 с другом уехал за длинным рублём в Москву, оставив на родине молодую жену и двухлетнего сына. Ежемесячно отправлял переводы. Через три года приехал в отпуск на месяц. Спустя девять месяцев на родине родилась дочь, с которой он не виделся, по сей день.
Абдулло Нурхонов был очень рад, что санаторий «Насими Фархор», которым он руководит, стал местом проведения Летней школы для детей из мигрантских домохозяйств. По его словам, почти в каждой семье в их районе, есть отцы, братья, порой и матери, которые ежегодно уезжают на заработки в Россию. «Конечно, без родителей дети очень скучают», - сетует Нурховов, - «Многие из этих ребятишек не знают что такое отдых в комфортабельных номерах. Несмотря на свой юный возраст, они очень ответственны к домашней работе, и уж поверьте, на селе работы всегда хватает. А здесь для них был настоящий праздник - они учились, играли, танцевали». Абдулло Нурхонов утверждает, что детство - это тот самый период человеческого развития, когда ребёнок не только должен учиться понимать окружающий мир со всеми его сложностями, но и быть весёлой и беззаботной порой. «И это очень хорошо, когда есть возможность организовывать подобные мероприятия», - заключил он.


