13:50 «Детям нравится ошибающийся учитель» |
«Дигитализация» школы и вместе с тем сохраняющаяся лишняя бумажная работа беспокоит многих учителей средней школы. Об этом «Наш университет» поговорил с Учителем года России 2012, преподавателем географии средней школы №7 города Перми Ириной Баскевич. В своих интервью вы отмечаете, что перед началом урока пять минут уделяете общению с детьми. Действительно ли это помогает лучше ввести учеников в суть занятия? Ирина Баскевич: Я это делаю не потому, что это обязательный этап урока или правило. Мне интересно, какие люди пришли ко мне на урок. Спрашиваю о жизни, о том, что их интересует, где они были в последнее время, а сама делюсь тем, где я побывала, что видела. Для ребят это необычно. Дети привыкают к тому, что учитель всегда задает вопрос, связанный с содержанием занятия, а не, скажем, какие фильмы они любят смотреть или куда ходили в последнее время. Общение складывается очень быстро, буквально за первую минуту ребята начинают много рассказывать о себе. Кажется, что я больше учусь у детей, чем они у меня. Любой урок рассматриваю как импровизацию. Урок рождается в классе и зависит от того, под какие обстоятельства приходится подстраиваться. Невозможно каждый раз спрашивать у учеников, чем они интересуются или какие фильмы любят. Как быть в обычной в школе, в условиях рутины? Ирина Баскевич: Дети – это мой социум. Вне урока наше общение не заканчивается, а продолжается в социальных сетях. Мы идем на разные мероприятия, с кем-то участвуем в съемке фильма, с некоторыми играем с детьми из онкологического центра. Хотя я сейчас нахожусь в нескольких тысячах километров от Перми, моя коммуникация с детьми не прекращается. Когда я утром приезжаю в школу уже начинается поток общения. Дети приходят в кабинет, начинают рассказывать, что делали, что смотрели, сообщают о каких-то проблемах. Потом это плавно перетекает в наш урок. Он может сложиться из проблематики того, что мы только что обсуждали на перемене, например, от просмотренного ими накануне вечером спектакля, или от события, произошедшего в мире и заинтересовавшего их. Нет искусственности, лишь реальный интерес к детям и их ко мне. Такая коммуникация привычна «новому поколению учителей». Что должны делать опытные учителя, привыкшие к прежним методам обучения? Ирина Баскевич: У меня нет педагогического образования. По профессии я не учитель, а метеоролог, специалист по охране атмосферы. Повезло, что меня, может быть, профессиональные стереотипы миновали. Профессия учителя накладывает большую ответственность. Люди, закончившие педагогический колледж или вуз, зачастую принимают определенную модель поведения. В этом нет особо плохого. Но зачастую бывает так, что модель может применяться в определенных условиях, а в реальных ситуациях не срабатывает. Да, действительно, как и что мы говорим, как мы формируем свой посыл детям имеет большое значение. Но при этом если ребенок будет воспринимать учителя как модель, то он будет воспринимать его как что-то нереальное, далекое. Если учитель не боится ошибиться, но при этом реагирует на свои ошибки, то, я думаю, что для детей это несет большую ценность, чем видеть идеал. Не надо бояться быть самим собой. Получается, успешность образовательного процесса зависит больше от учителя, чем от учеников? Ирина Баскевич: От обоих зависит. Учитель дает импульс, выстроится занятие или нет. В зависимости от того, насколько он готов к этому, получается либо позитивный, либо негативный образовательный результат. Нельзя сказать, от кого это больше зависит – от детей или от учителя. Здесь надо решить, что важнее – коммуникация или содержание предмета. Мне кажется, самое важное – уметь управлять информацией в своей голове и хотеть это делать. Если оба участника образовательного процесса желают этого – все будет получаться. Но учитель, конечно же, мотивирует детей. Открывая себя – открывает детей. Идут разговоры про ввод единых учебников… Ирина Баскевич: Работа по учебнику не дает множества точек зрения, не формирует у маленького человека обширной картины мира. Однако если появятся проэкспертированные учебники, учебные программы, я считаю, что это хорошо. Если мы говорим о каком-то искусственном формировании точки зрения – мне кажется, что это не про современную Россию. Меня все время спрашивают, чувствую ли я прессинг и какие-нибудь рамки. Нет, не чувствую. В своей деятельности я больше обеспокоена количеством выполняемой бумажной работы, чем свободой в выборе программы, учебника. Учителю-профессионалу не составит труда, имея один учебник в качестве базового, превратить занятия в мир открытий знаний с различными точками зрения. Мне кажется, что самое ценное – научить детей различать, чем оперирует источник – фактами ли, мнениями, домыслами. Чиновники ждут от преподавателей умения пользоваться электронными журналами, тесного взаимодействия с детьми-инвалидами. Ирина Баскевич: Наиболее важный компонент в работе с детьми-инвалидами – психологическая готовность учителя. Надо быть человеком открытым, готовым. В техническом плане все проблемы решены посредством видеосвязи. Что касается использования цифровых ресурсов, то их и так используют учителя. Любая деятельность должна быть целеполаганием. Надо понимать, зачем это работает. Новые технологии в образовании – это не новыми словами названные технологии из прошлого, даже не роботы или компьютеры, а умение на конкретном данном уроке, увидев конкретных детей, понять, что характеризует состояние «А», понять, какое состояние «B» должно быть в конце урока и использовать способы по ситуации. Реагирование здесь и сейчас и есть признак новых подходов к образованию. Беседовал Гаврил СЕМЕНОВ Справка: Ирина Баскевич – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», преподаватель географии в МАОУ «СОШ №7 с углубленным изучением английского языка» города Перми. |
Категория: Человек дела | Просмотров: 765 | |
Всего комментариев: 0 | |