14:19 Я терский казак из тейпа гуной |
Я - ТЕРСКИЙ КАЗАК ИЗ ТЕЙПА ГУНОЙ Этим летом мне вместе с казаками Терского войска довелось побывать на озере Кезеной-Ам в Веденском районе Чечни. Но кроме красоты гор и самого озера, запомнилась одна удивительная встреча – с представителями чеченского тейпа гуной, которые имеют родственные связи с терскими казаками. Дорога Мы долго искали выезд из Грозного, в связи с чем, сделали по его центру несколько лишних кругов. Однако, благодаря этому, рассмотрели со всех сторон основные достопримечательности – мечеть «Сердце Чечни», Грозный-сити, проспекты Путина и Кадырова... У православного храма Михаила Архангела, конечно же, сделали остановку. ...И вот три наших автомобиля, наконец-то, движутся по трассе на восток в сторону Аргуна. До него всего десять километров. Здесь мы не останавливались. Удивлялись из окна автомобиля новым архитектурным решениям и формам мечети в стиле хай-тек, построенной в честь матери главы республики Рамзана Кадырова и получившей имя «Сердце матери». А вот в Шали ненадолго притормозили у небольшого мемориала в виде традиционной кавказской башни. К нам подошел пожилой чеченец по имени Хусейн, разговорились. Он местный и, по его словам, все жители хорошо помнят военные действия времен первой чеченской компании, которые нанесли огромный урон городу. - Вон там российские самолеты сбросили кассетные бомбы, - мужчина показывает в сторону рынка.- Говорят, их было восемнадцать! Видите, рынок? Это случилось именно там. Примерно сто человек погибли тогда и около двухсот получили ранения. Сейчас в Шали настоящий строительный бум - строится высотный комплекс «Шали-Сити», центральная мечеть и Дворец культуры, который обещает стать одной из достопримечательностей города. Комплекс «Шали-Сити» будет уникальным: два двенадцатиэтажных, два четырнадцатиэтажных и два шестнадцатиэтажных здания. В центре возвысится 21-этажная башня, в которой разместятся торгово-развлекательный центр, районная администрация, гостиница, ресторан и офисные помещения. Комплекс возведут за счет инвестиционных средств. Хусейн, узнав, что мы едем на Кезеной-Ам, предложил свои услуги проводника, но мы решили, что справимся сами – есть карта, навигатор, да и кое-кто из нас уже бывал в этих местах. Однако телефон записали на всякий случай, сделали коллективное фото у памятника-башни и покинули Шали – город, в окрестностях которого в свое время проходили жаркие схватки еще в период Кавказской войны. За окном автомобиля мелькают великолепные зеленые луга и горы, проезжаем реку Хулхулау, Ахкичу, аул Сержень-Юрт. На минутку останавливаемся в Ведено – старейшем чеченском поселении, которе вошло в историю как неприримый оплот сепаратизма во все времена. Считается, что все войны Кавказа начинались и заканчивались в Ведено. А в позапрошлом веке здесь была столица имамата, которым руководил Шамиль. Когда-то аул окружала крепостная стена, частично сохранившаяся до наших дней, сейчас под ее стенами процветает ларечная торговля. Открывающиеся взору пейзажи заставляют задуматься о вечном. Кое-где среди гор видим старинные кавказские башни. В родовом селе известного чеченского абрека Зелимхана мы не останавливались, но его историю вспомнили. Это место называется Харачой, потому и сам террорист, боровшийся против царских чиновников в пользу бедных и ставший народным героем, известен под именем Зелимхана Харачоевского. Извилистая дорога некоторое время идет и по территории Дагестана. На склонах гор пасутся стада коров, на километры вокруг нет никаких построек. Нет, одна все же попалась. Странный домик, похожий на вагончик. А при нем хозяйство и бизнес по продаже сыра. Здесь живут пастухи андийцы (народ Дагестана), скорее всего, это временное жилье. Два раза в день к ребятам приходят женщины доить коров. Откуда приходят, я так и не поняла. Но сыр у них очень вкусный, и мы купили, правда, уже на обратном пути... А пока, спускаемся в долину двух небольших рек Харсум и Кауха, воды которых и создают озеро Кезеной-Ам. Есть версия, что в соседнюю гору когда-то врезался метеорит, мощный удар словно раскидал по долине каменные брызги. И сейчас в разных местах можно увидеть зарастающие травой горы камней. Легенда и версии Наконец, показался «хвостик» самого озера, разлившегося между гор в форме трилистника. Согласно легенде, на том месте, где нынче плещутся воды Казеной-Ам, находился аул Эйзеной. Люди, проживавшие там, забыли о Боге. Совершали много греховных поступков и не соблюдали обычаи гостеприимства. Однажды под видом бродяги к жителям аула спустился посланник Господа. Он стал обходить подворья, прося ночлега и пищи. Обошел все поселение – дома зажиточных и малоимущих, однако никто его не принял, а некоторые даже прогоняли грубыми словами. Последним домом, на краю аула, был дом вдовы, которая не только накормила ангела, но и предложила ночлег. В благодарность он явил ей истинную свою сущность, заявив, что пришел испытать ее односельчан, и что теперь он видит их злую сущность. Он посоветовал ей поскорее покинуть родной дом, так как жителей аула ждет жестокое наказание. При этом она не должна никому рассказывать о том, что их ждет. Как только вдова и ее семейство покинули родное поселение и взобрались на гору, земля под Эйзеноем разверзлась, а на его месте появилось озеро. Легенда под стать этим красивым, но суровым местам. Впрочем, вполне вероятно, что обвал действительно накрыл какой-нибудь аул, ведь, как известно, легенды не рождаются на пустом месте. Официальные данные говорят, что обвал, запрудивший долину, произошел с южного склона хребта Кашкерлам. Причиной, скорее всего, стало землетрясение. Географически этот водоем расположен на границе Веденского района Чечни и Ботлихского района Дагестана, на южном склоне Андийского хребта, на высоте 1869 метров над уровнем моря. Поверхность озера – около двух квадратных километров. Максимальная глубина в данный момент не известна, так как аквалангисты не могут достичь его дна, но средняя глубина известа – 72 метра. Купаются здесь только любители холодной воды, - температура летом не поднимается выше 17-18 градусов, а зимой Кезеной-Ам замерзает. Встреча с гуной Мы остановили машины и спустились к воде, чтобы сделать памятные фотографии. Я иду вдоль берега вместе с хорунжим Соколовым Павлом Ивановичем и рассказываю ему о том, как тут было раньше, ведь это не первая моя поездка к озеру. Я уже была здесь пару лет назад и теперь могу заметить произошедшие изменения. Во-первых, дорога, ведущая сюда, полностью заасфальтирована и ехать по ней теперь – одно удовольствие. Кроме того, достроена гостиница, оборудованы лестницы и установлены беседки для гостей. Внутри - столы и лавки, а рядом мангалы для желающих зажарить шашлык на свежем воздухе. Вот именно туда мы и направились, щелкая фотоаппаратом во все стороны. Едва мы спустились к беседкам, как нам навстречу вышел чеченец лет пятидесяти с радостной улыбкой на лице: - Вы казаки? Терцы? Я вас сразу узнал, еще издалека, как вы подъехали, по серебряным крестам на папахах. Видя некоторое наше недоумение, мужчина представился: - Меня зовут Мавсуд, я родом из поселка Гуни, принадлежу к тейпу гуной. Мы тоже терские казаки. Я так рад, что вас увидел, ведь у нас с вами родственные казачьи корни. Когда к нам присоединилась вся наша команда из двенадцати человек казаков и казачек, беседа продолжилась. Выяснилось, что никто из нас раньше не вникал подробно в историю взаимоотношений казаков и гуноевцев, все знали об этом лишь в общих чертах. Во время разговора с Мавсудом Вахиевичем Джамалуевым, который, как оказалось, достаточно глубоко изучил эту тему в библиотеках и музеях Пятигорска и некоторых других городах Кавказа, мы узнали много интересного, в том числе и то, почему гуноевцы последними приняли ислам. - Это было позволено моему роду потому, что проповедником ислама был «племянник» тейпа гуной, который проживал в селе Курчала Веденского района, известный в народе и в научных кругах как Берса-шейх, - рассказал нам Мавсуд. Покопавшись в исторических источниках, я убедилась, что по поводу происхождения тейпа гуной нет единого мнения. Так, доктор исторических наук, профессор и член Академии наук Чечни Мовсур Муслиевич Ибрагимов писал, что мать Берсы, оставшись вдовой, воспитала его у своих родителей. Когда дагестанские мессионеры проявляли особую активность в превращении чеченцев в мусульман, Берса жил в своем родовом селе. Спасая свою возлюбленную от напавших мюридов, он отрубил голову их предводителю. Покатившаяся голова сказала: «Я выполнял волю Аллаха и эту святую обязанность передаю тебе». Так он стал шейхом и проповедником ислама. Единого мнения нет В официальных источниках сказано, что гуной - известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских родов приняли ислам. Но, по мнению Ибрагимова, существовали и, так называемые, «отказники». Они покинули родные места, перешли реку Терек и обосновались там. Поселение назвали Оьрза – по имени своего предводителя. Русское название этого места – станица Червленная. - Потомки Оьрза, естественно «обрусели» и сегодня называют себя терскими казаками, хотя помнят, что они из рода гуной, - утверждает ученый. - К таким фамилиям относятся: Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Титкины, Полушкины и многие другие. Однако на просторах интерента гуляет и другая версия. Она говорит о том, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор когда-то исконно принадлежала русским. Уже другие ученые приводят в доказательство то, что в Гуни проживают потомки терских казаков, которые в последствии приняли ислам и «очеченились». Этой версиии придерживается и профессор Джабраил Джокалаевич Гакаев. Так же считает и кандидат исторических наук Петр Стефанович Федосов, который пишет: «В начале ХVIII века значительная часть гребенских казаков не пожелала переселяться на левый берег Терека, а ушла в горы Чечни. Там казаки впоследствии приняли ислам и стали одним из влиятельных племен чеченцев-гуноевцев. До сих пор многие из них сохранили русоволосость и голубой цвет глаз». В дальнейшем общении с нашими новыми знакомыми, мы узнали и еще одну версию. - Как я слышал от стариков, в нашем роду женщин не отдавали замуж за чеченцев, - поведал нам Мавсуд. – А вот мужчины на чеченках женились, поэтому и ислам распространился, ведь мать же ребенка всему учит и занимается с ним больше, чем отец. Кстати, в истории возникновения станицы Червленной тоже есть несколько версий, в одной из них рассказывается, что значительная часть ее населения - старообрядцы Рязанского княжества. Но я думаю, что оставлю эти споры ученым, рассуждения которых все-таки сходятся в одном – тейп гуной имеет родственные связи с терскими казаками. И как бы там ни было на самом деле, сегодня я точно могу сказать, что Мавсуд Джамалуев, встретившийся нам у озера Кезеной-Ам, с гордостью говорил о том, что он терский казак из тейпа гуной. Однако разделить с нами трапезу он не смог – надо было уезжать, но зато угостил нас отменной бараниной. - Примите от чистого сердца, у нас ведь с вами родственные казачьи корни, - сказал он. – Мы тоже терские казаки, а значит, братья. ...Танцы среди гор на берегу озера Кезеной-Ам под звуки, которые разносились по всей округе из динамика стоящего рядом автомобиля, устроила одна чеченская семья, приехавшая на отдых в эти места. По просьбе Мавсуда, который очень хотел, чтобы терские казаки тоже показали свое мастерство, наши ребята присоединились к танцующим и исполнили наурскую лезгинку под кавказкую музыку, продемонстрировали мастерское владение шашкой. Чуть позже возле беседки на мангале мы жарили шашлык, а Мавсуд - терский казак из рода гуной увез с собой на память о встрече с братьями казачью нагайку, подаренную нашими ребятами. Ирина Щербакова, Веденский район, Чеченская республика |
Категория: Сохраним культурное наследие народа? | Просмотров: 6453 | | |
Всего комментариев: 0 | |