19:47 «Якутское кино – не индустрия, а творческая среда» |
По исследованиям кинопрокатного рынка страны «Невафильм», Якутия сегодня остается самым кинематографичным регионом страны уже на протяжении нескольких лет. На что сейчас нацелен якутский кинематограф, во сколько обходится один фильм, снятый в Якутии, что мешает развиваться кинокартинам на местном телевидении и в интернете – узнавал «Наш университет_онлайн». Фильмы «растут» вместе со зрителями По мнению замминистра культуры и духовного развития Якутии Владислава Левочкина, в настоящее время якутский кинематограф делает ставку на то, что открывает новые жанры для аудитории республики. «Если раньше у нас снимали только комедии, «страшилки», телемюзиклы и артхаус, то сейчас внимание режиссеров привлекает такой сложный жанр, как драма, – считает Владислав Левочкин. – Так, за последние годы в Якутии было снято несколько байопиков, к примеру, «Айыы уола», а недавняя кинокартина «Мой убийца» («Сайсары куелгэ…») заявила себя как острая детективная история, что для республиканского кинопрома является настоящей новинкой». Большим плюсом работы с новыми жанрами, по мнению замминистра, является то, что кинематографисты стараются придерживаться чистоты жанра. «Если это детектив, то должна быть запутанная интригующая история, атмосфера таинственности, такие элементы остросюжетности, как погоня, схватка, неожиданная развязка, – объясняет замминистра культуры и духовного развития Якутии. – Посмотрите, каким совершенно другим предстает в фильме «На озере Сайсары» город Якутск: холодный, бездушный – таковы особенности фильма-экшн. Кинематографисты расширяют ассортимент выразительных средств, технологий, в то же время и повышаются запросы зрителя, а это значит, что фильмы растут вместе со зрителями». Как считает якутский кинорежиссер Михаил Лукачевский («Белый день», «Дорога»), любовь к кино у якутов заложена в генетике. «Кино духовно очень близко к нашему народу, ведь якуты с давних времен воспевали олонхо, представляли все эти события в голове, в итоге, у каждого была своя кинолента. Думаю, что это во многом повлияло на то, что в Якутии любят ходить в кино, – думает Михаил Лукачевский. – Сегодня зрители более требовательные, чем в прошлые годы, удивлять их становится сложнее, но это естественно. Кинопроизводителям остается только развиваться и становиться опытнее». Что думают жители и гости столицы республики о якутском кинопроме – читайте в недавнем опросе «Как вы оцениваете якутское кино?». «Круто ты попал на TV» В начале двухтысячных основным способом для просмотра якутских фильмов в республике было телевидение, кинотеатры тогда еще не были сильно развиты. Как сейчас обстоят дела на якутском телевидении с показом отечественного кино, каким образом поддерживают местных кинопроизводителей на государственном уровне? «Конечно, мы всеми руками за то, чтобы якутское кино развивалось, – отмечает директор телевидения НВК «Саха» Олег Марков. – Все фильмы при согласии режиссеров без препятствий выходят в эфир. Помимо этого, наши каналы «крутят» их рекламу на бесплатной основе с условием того, что они отдадут фильм на показ по ТВ после большого проката». Тем не менее, проблемы имеются и касаются они финансовой стороны. «На самом деле, кроме фильмов, нам нужны сериалы, но они очень дорого обходятся для компании, – добавляет Олег Марков. – Мы работаем по госзаказу и сериалы туда, увы, не входят. У нас был в прошлом году такой опыт – сериал «Ыллыктар» смотрела вся республика, продукт нашел своих телезрителей. Если сравнивать со среднестатистическим бюджетом кино, хоть сериал был заказан за мизерные деньги, для нас это все равно было ощутимо. Также для показа нам давала свой ситком команда Василия Булатова. «Олох тугэннэрэ» – идеальный вариант привлечения молодежи на наш канал, но, к сожалению, нам не удалось продолжать поддерживать их, так как сериал подразумевает под собой долгую и кропотливую работу, на что ресурсов сейчас мы выделить не можем». Интернет является сегодня не менее важной составляющей распространения фильмов, как и телевидение – возможность онлайн-просмотра имеется у многих жителей республики, поэтому появление сайта, на котором бы транслировались якутские кинокартины, было лишь вопросом времени В 2014 году таким сайтом стал проект «Sakhamovie» – первый якутский онлайн-кинотеатр. Сколько людей сегодня пользуется возможностью просмотра якутских фильмов через интернет? «В среднем, в месяц наш сайт посещает около 12-15 тысяч человек, платят, конечно, немногие, но покупают стабильно», – делится комментарием представитель проекта «Sakhamovie» Семен Николаев. В каталоге проекта имеются и платные и бесплатные фильмы. Бесплатно можно посмотреть старые якутские кинокартины, которые не раз транслировались по ТВ. Платные можно купить или взять в аренду на три дня. Цену фильма, как отметил представитель онлайн-кинотеатра, определяет сам правообладатель. «Мы сотрудничаем со всеми местными продюсерами и режиссерами, – рассказывает Семен Николаев. – Цена за покупку и аренду фильма делится между нашим проектом и правообладателем поровну – 50/50. Последний имеет на сайте свой собственный личный кабинет, с помощью которого он может следить, сколько человек приобрело его продукт». Интернет-площадка для распространения фильмов имеется. В чем же дело, почему цифры просмотров не растут? Как отмечает представитель онлайн-кинотеатра, единственная загвоздка распространения якутских фильмов в интернете в том, что фильмов сейчас снимается мало и на сайт практически нечего ставить. «К примеру, у нас были планы на онлайн-реализацию таких фильмов, как «На озере Сайсары» и «Заблудившиеся» («Муммуттар»), но эти кинокартины осенью выходят в российский кинопрокат, поэтому мы пока не имеем права ставить их на сайт, – объясняет Семен Николаев. – То, как наш проект будет развиваться далее, напрямую зависит от самих киносоздателей – чем больше они снимают, тем больше мы покажем». Режиссер Михаил Лукачевский считает, что Якутии необходимо готовить больше профессионалов – именно от их количества зависит, сколько якутских фильмов будет выпускаться в свет. «У нас мало режиссеров, композиторов, звукорежиссеров, не хватает операторов – конечно, без всех них много не снимешь, поэтому вопрос с кадрами нужно обязательно решать», – отмечает Михаил Лукачевский Цена вопроса Отдельное внимание вызывают затраты на производство фильма. Сколько средств расходуется на одну кинокартину? Как отмечает Владислав Левочкин, в первую очередь бюджет зависит от сценария. «Есть многомиллионные исторические драмы, есть малобюджетные эксперименты молодых режиссеров, где финансовая составляющая может начинаться от десятков тысяч и заканчиваться несколькими сотнями, – поясняет замминистра культуры и духовного развития Якутии. – Конечно, ровно столько средств, сколько нужно на фильм, никогда не будет. Поэтому команды кинематографистов работают с таким бюджетом, который у них имеется, иногда закладывая личные сбережения, договариваясь об оказании помощи в съемках и не обязательно в денежном выражении». «Кинооборудование – дорогая вещь, и не каждая фирма может его себе позволить, – добавляет замминистра культуры и духовного развития Якутии. – Все фильмы, которые снимаются сейчас, производятся на том оборудовании, которое закупали для фильма «Тайна Чингис Хаана». Так что во многом благодаря этому фильму мы имеем так называемый «якутский кинобум». Уверен, что и будущий «Тыгын Дархан» выведет якутское кино на новый уровень» Якутский кинорежиссер Михаил Лукачевский считает, что с развитием якутское кино стало дороже в финансовом плане. «Когда мы начинали снимать кино, то были обычными энтузиастами, работали бесплатно, практически не зарабатывали, а просто хотели развиваться, – делится режиссер. – Теперь мы взрослые люди со своими семьями, у нас на плечах десятки фильмов, поэтому финансы играют гораздо большую роль. Сегодня снимать фильмы дорого, если считать по минимуму, операторы и звукорежиссеры берут от 250 тысяч рублей, актеры – от 50 тысяч, а в среднем все это уходит на уровень до 300-400 тысяч и выше, не считая оборудования». Куда идти дальше? Сценарии новых кинокартин пишутся, режиссеры и актеры накапливают опыт, а телевидение и интернет-кинотеатры с нетерпением ждут, когда правообладатели отправят им для трансляции новые якутские кинокартины. На что нужно нацелиться якутскому кинопрому? «Главная наша цель – продолжать развивать кинопрокат, по числу кинотеатров на душу населения мы стоим в России на 64-м месте, – подчеркивает замминистра культуры и духовного развития Якутии Владислав Левочкин. – Минкультуры РФ поддержали в конкурсном распределении дорогостоящего кинооборудования три заявки из Якутии. В результате этого достижения появятся кинотеатры в Амге, Борогонцах и Верхневилюйске. Еще три мы комплекта оборудования мы планируем закупить за счет республиканской программы». «Якутское кинопроизводство не является киноиндустрией в чистом виде. Это скорее творческая среда, где наряду с профессионалами работают любители и самоучки. Между тем изначально эксперты отмечают высокую художественную ценность выпускаемой продукции. Якутское кино – это часть российского кинематографа, у нас все-таки русская школа, от Азии только внешность, темы и формы. Проблема современного российского кино в том, что в него вкладывают-вкладывают, но его никто не смотрит. А у нас в Якутии, сами знаете, билет невозможно купить. Поэтому с 17 по 21 августа в Якутске будет проведен Всероссийский форум регионального кино, где мы расскажем всем россиянам, как это делать», – заключает заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Владислав Левочкин. Как считает якутский кинорежиссер Василий Булатов («Герои. Битва за кубок», «Олох тугэннэрэ»), для дальнейшего развития отечественным производителям важно учитывать реализацию продукта на рынке и нынешние тенденции. «До современной аудитории все тяжелее донести информацию, в том числе и кино, а ведь именно зритель решает – окупится фильм или нет, – считает режиссер. – На западе эту проблему решили путем увеличения количества развлекательных продуктов, таким образом влиять на мышление аудитории гораздо легче, а шансы, что человек пойдет в кино за «попкорновым муви» возрастут». «Для того, чтобы якутский кинопром развивался коммерчески, ему нужно учиться у Голливуда, – добавляет Василий Булатов. – Мы все знаем, что эта фабрика лучшая в этом деле: она знает, что нужно аудитории, как снимать фильмы и как их продавать – эти знания как раз-таки нам необходимы. Смысл не в том, чтобы копировать идеи у запада, а знать, как они эти идеи воплощают, и попробовать использовать эти методы уже на нашем рынке». «Кино – это массовое искусство, где важны идея и герой, на которого можно равняться современной молодежи, – отмечает в свою очередь Михаил Лукачевский. – Василий Манчаары, Юрий Гагарин, персонажи из сериала «Бригада» – у каждого поколения были свои герои, и все они были разные. А какой герой сейчас у молодежи? Какая идея? Это уже вопрос. У человека должен быть свой идеал, к которому он будет стремиться. Мне кажется, режиссеры, писатели, творческие люди должны создавать героев, чутко чувствовать время, потому что зрители приходят смотреть кино, чтобы через этих персонажей переживать свои душевные потребности. Из этих мелочей и строится настоящее кино». Фото #1: На съемках фильма «Белый день» (2013) / Источник: http://www.filmpro.ru/ Фото #2: На съемках фильма «Олох тугэннэрэ» (2015) / из личного архива Василия Булатова Фото #3: Кадр из фильма «Тайна Чингис Хаана» (2009) / Источник: http://igorod.sakha.ru |
Категория: Культпросвет | Просмотров: 841 | | |
Всего комментариев: 0 | |