05:44 К ЛЕТУ ГОТОВ! |
Как сделать каникулы камчатских детей незабываемыми. «У МЕНЯ ИДЕАЛЬНАЯ РАБОТА: КУШАЮ ЧЕТЫРЕ РАЗА В ДЕНЬ, СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, МНОГО ИГРАЮ, В ОБЕД МОГУ ВЗДРЕМНУТЬ ПАРУ ЧАСОВ, А ЕЩЁ МЕНЯ ОБНИМАЮТ МНОГО-МНОГО РАЗ», – ГОВОРИТ ОН. - Хотите также? Устраивайтесь вожатым! – улыбается учитель математики средней школы посёлка Пионерский Павел АРЧИБИСОВ. …На днях он убрал в шкаф строгий костюм и достал яркие футболки с шортами: через пару недель мастер логарифмических решений отправится в детский оздоровительный лагерь в роли… «вечно молодого 49-летнего вожатого». - Мы тщательно скрываем от «пионеров» свой возраст, – поясняет педагог. – Поэтому говорим, что нам по 49! ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ Впрочем, пока дети не слышат, Павел скромно признаётся, что ему 28, и он уже «староват» для этой работы. Но отказаться от любимого хобби не может, хотя попал в школу пионервожатых при камчатском университете почти случайно. - В 2008-м однокурсники предложили авантюру: пойдём послушаем лекции по психологии и педагогике, может быть денег летом подзаработаем, – вспоминает вожатый. Я и увязался за ними. А получилось, что круто попал, и уже восемь лет провожу лето в детских оздоровительных лагерях. При этом в детстве сам в них никогда не отдыхал. Наверное, много потерял! Теперь навёрстываю. - Самый первый отряд остался в памяти? - Конечно, его помнит любой вожатый. Это была июльская смена в лагере «Восход», меня поставили работать на пятый отряд, к десятилеткам. Сейчас эти мальчишки уже бородатые дяди, которые басом здороваются со мной, если встретят в городе. А я смотрю на них снизу вверх. За годы работы сотни детских лиц смешались в памяти, но первых не забуду никогда. Хотя, они не доставляли особых хлопот, гораздо сложнее было работать с пятилетками – несколько лет назад 46 малышей устроили мне очень жаркую смену. С тех пор стараюсь вожатствовать у самых старших ребят, на первом отряде. - Какие они, современные камчатские подростки? - Они не такие как мы, рождённые в девяностые. В моё детство было модно шататься по улицам и курить втихаря, сегодня же большинство моих учеников не понимают тех, кто сознательно гробит своё здоровье сигаретами. Они заняты по самые уши учёбой, спортом, творчеством. Но эта загруженность, на мой взгляд, не всегда хорошо на них сказывается: дети уже в середине года как выжатые лимоны. - Но ведь не все такие положительные… - Конечно, без хулиганов никуда. Я вижу их сразу, в первый день смены, тогда-то и начинается всё самое интересное. Самый простой ход педагога – дать такому ребёнку ответственное поручение, назначить его командиром отряда, например. Но только в зарубежных книжках по психологии этот метод срабатывает всегда, в жизни всё гораздо сложнее. Такие дети часто закрытые, они огрызаются и хамят, и задача вожатого – разрушить этот барьер. Всё делают это по-разному. Я, например, стараюсь найти общие интересы с ребёнком. Был у меня социально-запущенный парнишка, который даже воровал, так я нашёл способ «привязать» его к себе: мы всю смену гоняли с ним мяч на стадионе, вместе смотрели записи футбольных матчей. Но в этом случае важно не совершить большой ошибки – оставить без внимания других детей, не «потерять» отряд в первые организационные дни смены. Иначе потом будет очень сложно. Вожатый должен стать незнакомым детям и другом, и примером, и авторитетом. Задачка эта непростая. ГАЛДЯЩИЙ СТРОЙ - Будни вожатого – это что? - О, вожатые – страшные люди! (смеётся). Они могут всё: не спать сутками, петь, танцевать, вырезать, придумывать истории, быть всегда в хорошем настроении. И только стены нашей комнаты знают, как это бывает трудно, как наступают моменты «выгорания», и как падаешь с ног от усталости и недосыпа. Но ты заходишь, выдыхаешь и возвращаешься к отряду снова с улыбкой. Некоторые мои коллеги крутят у виска: мол, ты весь учебный год с детьми и ещё свой законный отпуск в галдящем строю проводишь. Но мои «пионеры» меня учат многому: пониманию, терпению, непосредственности. Современные веяния с ними не пропустишь: например, они «подсадили» меня на популярную социальную сеть Instagram. И я твёрдо уверен, что учитель, который не развивается, – это тупиковая ветвь педагогики. Поэтому стараюсь не отставать от своих детей, не допуская при этом панибратства, конечно. - И несложно быть другом и психологом сразу для 30 человек? - Это необходимо, потому что дети очень эмоционально реагируют на всё происходящее вокруг них. Но есть в этом всём особое очарование: шептаться после отбоя о первых поцелуях, искренне болеть за своих футболистов, многозначительно хлопать по плечу парня, который осмелился пригласить на танец девочку... И даже когда мои дети озорничают, всегда говорю им – наслаждайтесь этими моментами, отдыхайте! Современность накладывает отпечаток на них: они постоянно в телефонах, соцсетях, виртуальных игрушках. Но мы-то знаем, что живое общение, эмоции заменить невозможно, и я очень люблю создавать такие ситуации, в которых мои дети могут поговорить о дружбе, любви, увлечениях, отношениях с родителями. Признаться честно, многие не умеют этого делать, и поездка в оздоровительный лагерь для них – шанс научиться разговаривать со сверстниками без электронных гаджетов. ПИШИТЕ ПИСЬМА! - То есть, родителям не надо бояться отпускать детей в лагерь? - Родителям нужно по-хорошему выдохнуть на три недели и расслабиться. Начинающие вожатые совершают большую ошибку – налево и направо раздают номер своего телефона… А потом удивляются 60 пропущенным звонкам на экране. Я понимаю волнение мам и пап, но не стоит забывать, что дети часто сгущают краски. Был случай: одна девчушка позвонила маме и пожаловалась, что крепко поссорилась с подружкой. Мама подняла на уши весь город, чуть ли не вызвала наряд полиции, скорую помощь… А девочки уже через полчаса мирно играли вместе. Но всё же, большинство родителей – люди адекватные, и не мешают детям насладиться отдыхом. - А отдых, как и любое приключение, заканчивается… - Да, через три недели палаты пустеют, автобусы от ворот лагеря отъезжают один за другим… Грустный момент даже для меня – человека, у которого за плечами десятки смен. А потом – сотни фотографий, миллион сообщений, обещаний обязательно встретиться и клятв в вечной дружбе… Конечно, вне стен лагеря всё гораздо прозаичнее, и дети постепенно забывают о своём летнем приключении. А я возвращаюсь к нему снова и снова. Не спешу взрослеть, сам себе дарю юность. Наполненную впечатлениями, гулом детских голосов и бесконечными «обнимашками». Ульяна БАКУМЕНКО ДОСЬЕ Павел АРЧИБИСОВ. Родился в 1987 г. в Петропавловске-Камчатском. Окончил КамГУ им. Витуса Беринга. Заместитель директора по воспитательной работе средней школы посёлка Пионерский. Учитель математики, организатор методического учебного слёта «Школа пионервожатых». |
Категория: Школа, профессия, выбор | Просмотров: 771 | |
Всего комментариев: 0 | |