Как развивать туризм в Якутии? - 15 Ноября 2016 - Конкурс СМИ - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » 2016 » Ноябрь » 15 » Как развивать туризм в Якутии?
19:13
Как развивать туризм в Якутии?
Уделять особое внимание внутренней инфраструктуре туризма в России, и в частности в Якутии, стали относительно недавно. В 2015 году республика отметила 50-летие развития туризма в Якутии. Транспортная логистика, уровень обслуживания и ценовая политика однозначно требуют внимательного изучения и кардинальных реформ. За счет чего может вырасти внутренний туризм? Как привлечь больше туристов?



Что мы имеем сейчас?

Нельзя сказать, что туризм в Якутии был в стагнации: он стабильно растет уже несколько лет, на 10-15% ежегодно. По данным республиканского министерства по делам предпринимательства и развития туризма, в 2015 году Якутию посетило 148 тысяч российских граждан и около пяти тысяч иностранцев. Основной поток иностранных туристов в Якутию из Азиатско-тихоокеанского региона.

В настоящее время в республике туристов готовы принять 225 предприятий: ресторанов, гостиничных комплексов, центров отдыха, а также 15 туроператоров. Внутренние туры предлагают 65% фирм. По данным 2015 года, 42% турфирм работают в статусе турагента, треть – в статусе туроператора и менее четверти комбинируют обе формы деятельности – туроператора и туристического агента.

Что касается рынка внутреннего туризма, то он имеет сезонный характер.

Первый массовый сезон роста потребительского спроса наблюдается в конце зимы – начале весны, пик приходится на конец марта

«В это время резко возрастает рост продаж программ выходного дня в туробъектах, сосредоточенных в окрестностях Якутска и близлежащих улусах. Наиболее крупный туристский сезон на внутреннем рынке – лето, с пиком в июле-начале августа. В это 10 время горожане в большинстве случаев приобретают круизные и другие программы, связанные с выездом на р. Лену и другие реки», — сообщают в профильном министерстве.

Менталитет не излечим

Если оставить в стороне дорогой транспорт, особенно авиаперелеты, и фатальную неразвитость инфраструктуры, и поговорить о более прозаичных вещах, какая выйдет картина? Чего хочет любой турист, после того как он вышел из аэропорта и заселился в гостиницу?

Есть мнение, что из-за того, что в Якутии не умеют обслуживать людей в силу своего менталитета, Якутия никогда не станет привлекательным местом для туризма. Якутия не гостеприимна, люди невежливы, не умеют себя презентовать, принимать и провожать туристов. Когда региона научиться этому? И стоит ли учиться?

«Такое мнение, к сожалению, в основе своей правильное, исходит из реалий нашей повседневной жизни. Подчеркиваю, повседневной, а не празднично-показательной. Культура обслуживания клиентов, я имею в виду не только гостей, но и нас самих, зачастую оставляет желать лучшего, что обусловлено общим уровнем культуры якутян, – рассказывает доцент кафедры связей с общественностью и рекламы филологического факультета СВФУ Светлана Залуцкая. – Хотя при этом мы стали чаще ездить, нам нравится чистота и порядок в отелях, вежливость таксистов, качество обслуживания в ресторанах, чистота туалетов, приветливость людей на улицах. И сами подтягиваемся: бумажки несем к урне, курим в положенном месте, улыбаемся незнакомцам, помогаем окружающим. Но как только самолет якутских авиалиний набирает высоту и час за часом начинает приближаться к дому, наше поведение меняется. И не в лучшую сторону».

«В международной туриндустрии используется такой термин, как «культура отдыха». Это комплексное понятие, охватывающее сразу несколько характеристик, определяющих, насколько психологически комфортно будет чувствовать себя турист. Это отношение к нему как со стороны властей и представителей правоохранительных органов, так и со стороны сотрудников принимающих туристических организаций. А главное – то, насколько местные жители готовы доброжелательно принять гостей и помочь им, если понадобится», – отмечает Александр Кугаевский, кандидат экономических наук.

Как говорится, по одежке встречают. Столица Якутии должна поменяться, хотя бы внешне, чтобы быть привлекательным городом для не только для туристов, но и для своих жителей. Доцент кафедры архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института СВФУ Георгий Горохов предлагает соединить архитектуру города в единый образ. «У нас тут разноцветная пестрящая разными цветами и формами мозаика. Этот вопрос можно было бы решить окончательно, создав специальный дизайнерский совет. Если с градостроительной составляющей у нас есть такой орган, решающий, одобрять или нет инициативу, то почему бы не заиметь дизайнерский совет?», – считает архитектор.

Пожалуй, объективными проблемами для развития внутреннего туризма остаются комфорт при преодолении расстояний, а также стоимость поездок

Доцент кафедры международных отношений Финансово-экономического института СВФУ Елена Тотонова отмечает, что из-за дальности расположения, относительно низкого комфорта и дороговизны перелетов многие популярные туристические события Якутии или объекты недоступны большинству потенциальных посетителей. «Якутия имеет огромный рекреационный потенциал летнего туризма, но более 85% территории республики доступны лишь только с использованием сезонных видов транспорта, а наиболее интересные места для спортивного, охотничьего и рыболовного туризма доступны только при перелете на дорогостоящих вертолетах, – считает кандидат географических наук. – Сезонная работа основных транспортных магистралей, слабое развитие наземных коммуникаций существенно увеличивают транспортные затраты, которые оказывают значительное влияние на повышение издержек производства туристского продукта. В свою очередь, изолированность транспортных сетей республики от единой транспортной сети страны, рост тарифов на авиаперевозки делают регион труднодоступным для массового туриста».

Несмотря на то, что стоимость авиаперевозок внутри страны растет медленнее, чем зарубежных полетов, за прошлый год, по данным Главного агентства воздушных сообщений, средний чек по внутренним рейсам вырос на 3%, с 11 904 до 15 262 рублей, по международным рейсам на 6,7%, с 18 066 до 21 292 рублей.

«Мешает монополизм авиаперевозчиков и аэропортов, играющих основную роль, как в ценообразовании, так и в качестве предоставляемых услуг. Полное несоответствие этих двух факторов, то есть цены и качества, приводит к многочисленным жалобам со стороны туристов и отрицательно сказывается на репутации региона», – рассказывает генеральный директор «ТурСервис Центр» Вячеслав Ипатьев, который работает в сфере туризма с 1994 года. «Авиация в Якутии играет ключевую роль, и когда нет альтернативы у исполнителей услуг, программы либо срываются, либо непомерно дорожают, в любом случае появляются рекламации. Если среди ресторанов, гостиниц, других объектов инфраструктуры, где уже существует конкуренция, еще как-то можно добиться соблюдения правил оказания услуг, то ни авиакомпаниям, ни аэропортам мы не в силах что-либо указывать или диктовать», – отмечает предприниматель.

В свою очередь кандидат экономических наук, директор Финансово-экономического института СВФУ Александр Кугаевский уверен, что по уровню развития предпринимательства Якутия, и страна в целом, отстает от стран с развитой рыночной экономикой. «И это понятно, поскольку, во первых, бизнесменами не рождаются, во вторых, ведь в недавнем прошлом это направление жизнедеятельности, как и все, что касалось частной инициативы, активно подавлялось. Сегодня нужно еще немного времени, чтобы идеология и дух предпринимательства приобрели массовый характер. Предпринимательство должно созреть, чтобы люди, желающие посвятить себя бизнесу, были готовы исполнять требования, предъявляемых рынком», – говорит эксперт.

«Государство должно убирать барьеры, связанные с транспортом, финансированием, которые возникают на пути развития предпринимательства, и создавать благоприятный «предпринимательский климат», в том числе и в сфере туризма», – отмечает эксперт Кугаевский.

По словам начальника отдела развития туризма Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) Ольги Уларовой, Якутия могла бы привлечь больше туристов в арктических районах, если бы были пересмотрены визовый режим и создана необходимая инфраструктура

«Ассоциация дальневосточных территорий на протяжении нескольких лет ставила перед российскими ведомствами вопрос о расширении сроков безвизового пребывания в стране до 72 часов. Это правило распространялось на портовые города, на тех, кто путешествует морем. С прошлого года Якутия тоже подпадает под это правило. И мы можем принимать без визы туристов на три дня. Вот недавно 30 августа мы могли принять таких туристов в Тикси. В наш порт могли зайти 150 туристов из Германии путешествующих по северному ледовитому океану. Но в силу того что у нас там нет нормального причала, рассчитанного на туристические судна. Они не смогли высадиться на берег. Хотя у них было большое желание побывать в Тикси. Ведь не на лодках же их переправлять, это уже нарушение норм безопасности. Вообще у всех дальневосточных регионов проблемы с причалами. Здесь требуется содействие в развитии портовой инфраструктуры», – объясняет Уларова.

Малый бизнес с большими проблемами

Самое важное в отдыхе для любого туриста – это прочувствовать уникальную атмосферу того места, где он оказался, попробовать местную кухню, купить сувениры. А кто создает все эти «атмосферные» вещи? Все это делает малый бизнес, в число которого по данным республиканского минпреда, трудится более 150 тысяч человек.

В 90-ые годы частный предприниматель Герман Арбугаев начал зарабатывать на своем хобби: организации походов, сплавов и пешеходных маршрутов по республике. Сейчас его хобби превратилось в эколого-этнографический комплекс «Чочур Муран», который находится вблизи города Якутска. «Туризм – бизнес не для всех, – утверждает опытный предприниматель. – Это очень своеобразная отрасль, которой всегда нужны «новые лица». В идеале, чтобы продвигать туризм в Якутии, нужно очень любить природу и путешествия, быть экологически подкованным и хорошо представлять, к чему идешь. Тем, кто хочет связать свою жизнь с организацией туризма, нужно помнить: в этом бизнесе главное – практика. В теории все просто, но на деле нюансов масса, а мелочей в нашей работе не бывает. Чтобы делать хорошие туристические маршруты, их нужно пройти самому, своими ногами, лучше не один раз, изучить все пути-дорожки, подружиться с местными, наработать логистику и только потом паспортизировать маршрут».

«Хэллоу, Якутия»

Как Якутии привлечь внешних инвесторов, когда в центральных регионах России, а тем более за рубежом познания о северной республике у людей довольно скудные: морозы, алмазы, олени и медведи.
Сильным и одновременно слабым местом якутского туризма остаются весьма поверхностные представления большинства граждан о том, какими же возможностями обладает собственная республика по части новых впечатлений и пейзажей.

Эксперт Светлана Залуцкая приводит в пример то, что туристов PR-специалисты называют не самой важной целевой аудиторией брендинга. «Успешные города часто фокусируют свое внимание на воодушевлении местных жителей, консолидации локальных сообществ или на привлечении инвесторов и бизнесменов. А что хочет инвестор? Инвестор хочет комфортных условий для бизнеса, возможности из своих вложений извлечь прибыль. Еще одно слабое место инвестиционного брендинга Якутии – это низкое качество профессионального маркетинга, информационного и PR-сопровождения любого проекта, привлекающего сторонний капитал. В этом случае для информирования деловых партнеров, потенциальных инвесторов эффективно использование ярмарок, выставок, открытых демонстрационных площадок», – считает она.

«О том, что на массовые потоки иностранных туристов могут рассчитывать только межрегиональные маршруты свидетельствуют, кстати, и мировая практика, и личный опыт любого среднестатистического туриста. Действительно, мир велик и многообразен, и, естественно, любой человек хочет увидеть в первую очередь культовые достопримечательности, города и страны», – рассказывает доцент кафедры отраслевой экономики и управления филиала Байкальского государственного университета в городе Якутске Анна Сыроватская.

Перед регионами сейчас ставится серьезная задача представить на рынок нечто уникальное, самобытное, отличное от других, привлекающее внимание потребителя

«Природа Якутии, несомненно, уникальна и вызывает восторг, восхищение, удивление не только у иностранных гостей, неизбалованных гигантскими масштабами диких природных территорий, но и у жителей России, посещающих республику. Однако более всего гостей по-настоящему интересует жизнь, культура, языки этносов, населяющих наш мультикультурный, полилингвальный северный край. По их словам, люди, говорящие на языках своих предков, бережно сохраняющие и почитающие традиции народа, умеющие передать их своим потомкам, – вот настоящее богатство Якутии. Вот на что должен делаться акцент при продвижении территории» ‒ уверена доцент Светлана Залуцкая.

В основе имидж-моделирования региона лежат стереотипы мышления. «Мы стремимся посетить те города и села, которые обладают благоприятным образом, о которых сообщается много хорошего в СМИ, а туристы рассказывают легенды», – объясняет доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института СВФУ Ирина Подойницына.

В связи с тенденцией на импортозамещение перед туриндустрией республики стоят серьезные задачи по доработке и стандартизации своих турпродуктов как и в остальных регионах России, отмечают в Министерстве внешних связей Якутии. А как представляют Якутию вне региона?

За последние четыре года число россиян, которые положительно относятся к Якутии, выросло почти в 1,5 раза. Анализ социологического исследования, который выполнил ВЦИОМ, говорит о том, что первые ассоциации, возникшие при упоминании слов «Якутия» и «саха», были традиционны: холод, полезные ископаемые, природа. Негативные имиджевые атрибуты были выражены слабо.

«Россияне воспринимают Якутию как край с уникальной природой (пусть и холодный), богатый полезными ископаемыми и населенный народами с самобытной культурой. По совокупности критериев, которые влияют на туристическую привлекательность региона, Республика Саха (Якутия) занимает первое место в сравнении с другими северными регионами (Красноярский край, Амурская область, Иркутская область, ХМАО). Наш регион привлекателен для россиян прежде всего своей хорошей экологической ситуацией, интересной и экзотической природой, а также культурным разнообразием и самобытностью местного населения. Тем не менее обращают на себя внимание невысокие оценки по таким важным показателям, как развитость туристической инфраструктуры и транспортной доступности региона», – сообщают в министерстве.

А своим что?

Все вышесказанное совсем не означает, что региональные продукты не нужны. Более того, сейчас во многих регионах активно развивается туризм на муниципальном уровне. «Все эти продукты должны разрабатываться в расчете на местных жителей и жителей соседних регионов, а в приграничных регионах – также на иностранных туристов из соседних стран», – в этом уверена эксперт Светлана Залуцкая.

Жемчужиной туриндустрии Якутии заслуженно считается Хангаласский улус, и по развитости инфраструктуры, и по природным красотам

Заместитель главы Хангаласского района Василий Афанасьев, говорит, что они подошли к развитию туризма комплексно. «Доход от туристической деятельности в бюджете района составляет около 200 млн. рублей в год. Вложения производим равными долями в разные объекты, не ожидая сразу больших доходов». По его словам, существуют трудности с «диким» туризмом: невозможно вести статистику, ведь никакой регистрации отдыхающие не проходят. Тем не менее, туристы совершают покупки, заправляются бензином и потребляют другие услуги районных предприятий.

О том, что главной проблемой, тормозящей развитие отрасли в целом, была и остается транспортная доступность подтверждает предприниматель Герман Арбугаев. «Даже сами якутяне не видели многих красивейших мест своей родины просто потому, что до них долго и неудобно добираться. Комфорт – это важно, если речь идет о продвижении: даже если турист собирается на сплав, трекинг или восхождение, дорога к месту отдыха не должна быть выматывающей», – объясняет он.

«Сделать жилую среду в Якутии комфортной для ее граждан – задача, которую может решить только государство, и то не за один десяток лет, – резюмирует Светлана Залуцкая. – Специфика современного массового туризма состоит в его крайней уязвимости к условиям внешней среды. Если всерьез рассчитывать на его развитие, то это требует экономической, политической и социальной стабильности. И пока в Якутии не решена эта задача, ждать серьезного бума внутреннего туризма не стоит».

Фото: Мичил Яковлев, редакция новостей СВФУ
Категория: Экономика и экология | Просмотров: 934 | Добавил: opticrash93
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!