14:23 Как законно воровать в России |
Пока закон позволяет – комбинаторы всегда найдутся. С августа 2014 г. в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг великолучанам добавили новую графу – установка УУТЭ (узла учета тепловой энергии). Вроде и сумма не такая большая – по 2,65 рубля с квадратного метра квартиры, в среднем удорожание из-за этого вышло около 150 руб. к общей сумме квитанции. Большинство горожан лишь вздохнули и направились оплачивать.
А вот жители дома № 22 на ул. Матвея Кузьмина, после того как им предъявили к оплате больше 614 тыс. руб. за счетчик вместе с процентами за рассрочку на пять лет (без рассрочки – 502 тыс. руб.), самостоятельно выяснили, что расходы на установку узла учета без рассрочки в Пскове составляют 205 тыс. руб. И даже в Великих Луках можно установить узел учета за 180 тыс., как это смогла сделать «Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания». То есть стоимость теплосчетчика в доме № 22 оказалась завышенной втрое. Кроме того, стало известно, что из общей стоимости с них берут 38 тыс. руб. за проектные работы, которые по факту были заменены применением типового проекта и как работы не проводились (сам типовой проект стоит 8–12 тыс. руб. в конкурентной среде); 48 тыс. – за строительные работы, которых вообще не было; 49 тыс. – за так называемые «прочие» работы, которые тоже не проводились и даже не расшифровывались. Откуда берутся несуществующие работы и как завышается стоимость теплосчетчиков? Для начала – о правовых основах всего этого процесса. 23 ноября 2009 г. был подписан Закон «Об энергосбережении …» № 261-ФЗ. В соответствии со ст. 13 этого закона предписывалась обязательная установка общедомовых приборов учета тепловой энергии. В срок до 1 июля 2012 г. позаботиться об этом должны были сами собственники помещений в домах. Если же этого не произошло, то в срок до 1 июля 2013 г. действия по установке должна была совершить ресурсоснабжающая организация, в изучаемом случае – МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки. Расходы же, понесенные МУП «Тепловые сети», должны возместить собственники помещений дома, куда будет установлено оборудование. Граждане у нас, в среднем, небогатые, поэтому закон предусмотрел рассрочку возмещения расходов на пять лет, с уплатой процентов за рассрочку в одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ. Впрочем, заплатить можно и сразу всю сумму, если позволяют средства, и на проценте за рассрочку сэкономить. Способ выбора поставщика для МУП «Тепловые сети» определяется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». «Тепловые сети» должны разместить открытую заявку на сайте госзакупок, провести отбор среди желающих осуществить установку теплосчетчиков по заранее известным критериям и заключить с победителем договор. Открытость процедуры и конкурс направлены на повышение конкуренции и, как следствие, на понижение цены предложения и повышение его качества. Вроде бы все понятно и вменяемо, но что же на самом деле вышло? Как известно, нет предела творческой мысли, когда она подкреплена приличной суммой. Действие первое. 19 апреля 2013 г. «Тепловые сети» разместили на сайте госзакупок запрос предложений на отбор лизинговой компании с целью заключения договора лизинга по поставке комплексных узлов учета тепловой энергии. В документации по проведению запроса предложений предполагалось найти поставщика и установщика 381 узла учета тепловой энергии с начальной стоимостью в 280 млн руб. (в среднем – по 734,9 тыс. руб. за узел учета). Для сведения – обоснованная стоимость одного подобного узла учета в ценах 2013 г. – около 135 тыс. руб. вместе с проектными, монтажными и прочими работами по вводу оборудования в эксплуатацию (обоснование В.А. Бутузова, д.т.н., директора ООО «Энерготехнологии»). Начальная сумма «Тепловыми сетями» никак не обосновывается, что уже весьма интересно, когда речь идет о деньгах из кармана большого количества людей. Но самое интересное – в разделе «Требования к участникам закупки», где указано: участник конкурса предложений должен проработать на соответствующем рынке услуг не менее 9 лет, иметь уставной капитал не менее 7,5 млн руб. и иметь за последние 3 года положительные отзывы, благодарности и рекомендации от прежних клиентов. Сразу складывается впечатление, что подобные требования могут быть выстроены под единственного участника конкурса, чтобы не допустить конкуренции. И, следовательно, завысить цену, которую платить придется простым великолучанам. И действительно, на конкурс была подана всего одна заявка – от ООО «Северо-Западное агентство по развитию территорий» (созданного как раз в феврале 2005 г. и не просто честно выполняющего свои обязательства, а имеющего за это почетные грамоты), которое в качестве поставщика оборудования предлагало привлечь ЗАО «Интегратор энергетического комплекса», которое, в свою очередь, продаст вычислители производителя «Теплоком». Все три компании связаны друг с другом структурами, имеющими общих учредителей. При вскрытии конверта 3 мая 2013 г. выяснилось, что стоимость предложения составила чуть более 210 млн руб. (в среднем по 551,8 тыс. руб. за счетчик). Вроде бы уже неплохо по сравнению с 734,9 тыс. руб. за счетчик, выставленными в начальном предложении «Тепловых сетей», но значительно выше обоснованной стоимости в 135 тыс. руб. для таких узлов учета с их установкой. Действие второе. 6 мая 2013 г. приказом руководителя «Тепловых сетей» закупка была отменена, и 20 мая 2013 г. был объявлен новый запрос предложений на закупку уже 380 узлов учета с той же начальной ценой. И теми же дополнительными требованиями к участникам конкурса, заведомо отсекающими конкурентов. Зачем повторять, если практически ничего не изменилось? Как оказалось, для... Действие третье. 3 июня 2013 г., когда новая конкурсная документация уже пролежала на сайте госзакупок две недели и все конкуренты ее изучили и потеряли к ней интерес из-за отсекающих требований, а до вскрытия конверта оставалось всего 8 дней … в конкурсную документацию были внесены изменения, убирающие эти отсекающие требования. И, когда 11 июня 2013 г. конкурсная комиссия вскрывала конверт единственного участника (а им снова оказалось «Северо-Западное агентство по развитию территорий»), конкурсная документация выглядела уже пристойно для интересующегося взгляда (не удивительно, что позже УФАС не нашла нарушений). С новыми изменениями предложения средняя стоимость одного узла учета составила около 556,60 тыс. руб. Заявленная покупная стоимость имущества в 138,98 млн руб. дает среднюю покупную стоимость в 365,75 тыс. руб. за узел учета, остальное – плата за тот самый лизинг. 13 июня 2013 г. заключается договор, где, похоже, все свои, можно ставить счетчики и деньги с людей собирать. Действие четвертое: лизинг. Так почему даже не самые дешевые теплосчетчики по 365,75 тыс. руб. превращаются для людей в золотые по 556,60 тысяч? Волшебное слово здесь – лизинг! Лизинг – по сути, форма товарного кредита, когда за товар платишь в рассрочку, а сам товар при этом находится в залоге. Виктор Каменский, глава администрации г. Великие Луки, а на момент проведения конкурсных процедур по выбору лизингодателя – руководитель МУП «Тепловые сети», пояснил, что договор лизинга был заключен потому, что «Тепловые сети» не имели возможности оборудовать многоквартирные дома (около 300 домов – прим. авт.) приборами учета тепловой энергии за счет собственных средств «по причине тяжелого финансового положения». Представители МУП «Тепловые сети» И.В. Лазарева, Д.В. Малашина, И.А. Дроздова объяснили выбор лизинговой схемы: «Данный способ [лизинг] являлся менее дорогостоящим по сравнению с тем, если бы денежные средства на установку приборов брались в кредит банке». Если выбирать заем в коммерческом банке под 25%, конечно, выйдет дороже, но привлечение кредитов было возможно на той же конкурсной основе, однако попытки привлечь такие средства не предпринимались. Так как у «Тепловых сетей» якобы нет денег на установку счетчиков (интересно, а аудит проводился для выявления этой возможности?), то поэтому великолучане должны скинуться и отдать выигравшей конкурс компании на 52% больше, чем затраты на покупку и установку узлов учета, которые и так завышены. То есть победитель конкурса и связанные с ним компании и оборудование свое пристроили недешево, и процент переплаты хороший на людей раскидали. Вот к чему приводит отсутствие конкуренции. Вишенка на тортик. Между прочим, стороны, заключившие договор, то есть МУП «Тепловые сети» и ООО «Северо-Западное агентство по развитию территорий», после его подписания могут вносить в него изменения, в том числе увеличивая стоимость и количество поставляемого оборудования. Причем без конкурса и за счет великолучан. Дескать, мы тут договорились, а вы платите. В примененной схеме закупки для нужд МУП «Тепловые сети» был реализован метод ограничения конкуренции через манипулирование конкурсными документами. Формально все в порядке, фактически же – нет. В качестве формы конкурса выбирается запрос предложений, а не более открытые и прозрачные торги. Обоснованность начальной цены никто не проверяет, в результате реализуется возможность привлечения поставщика товаров и услуг по завышенным ценам в бесконкурентной среде. Дальше уже можно в заключенный договор вносить изменения. Считая цены на закупку завышенными, а процедуру закупки – непрозрачной, граждане стали обращаться в различные инстанции: в УФАС, к губернатору Псковской области и даже в суды. Что характерно, во всех инстанциях заявителям ответили, что все в порядке, только губернатор не ответил ничего. По словам Валерия Полупанова, председателя государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору, «законность заключения договора финансовой аренды (лизинга) была проверена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, в ходе проверки нарушений не выявлено». Великолукский городской и Псковский областной суды отклонили иск граждан о признании стоимости установки узла учета завышенной. Не смутили судей Д.Ю. Качнова и Г.А. Ельчанинову, О.Л. Ениславскую, Г.В. Малыгину: отсутствие сметы на проведенные работы по установке УУТЭ, отсутствие обоснования расчета платежа за такую установку, фактически дважды взимаемый с граждан процент за оплату в рассрочку и необоснованность установки УУТЭ без проведения в доме капитального ремонта на основании ст. 48 закона № 261-ФЗ. Получается, что с точки зрения буквы закона все участники закупки все сделали верно, а уж то, что великолучанам придется платить за узлы учета почти втрое больше, чем будут платить за аналогичное оборудование, например, псковичи, – такова судьба. Напоминим, необоснованно предъявленные расходы только по одному дому составили около 135 тыс. руб., изъятых из кармана людей просто так. С пересчетом на объем всего города, сумма возможных несуществующих работ, которые требуется оплатить великолучанам, составляет до 51 миллиона руб. И это помимо переплаты из-за завышенной цены по конкурсу, которая составляет относительно обоснованной в ценах 2013 г. около 87 млн руб. В чем же источник такого законного беззакония? Главной причиной таких широких возможностей для комбинирования стал, как ни странно, тот самый закон № 233-ФЗ, применяемый в закупках такого рода. Он допускает следующее: во-первых, выставление никак не обоснованной начальной цены при запросе предложений; во-вторых, изменение конкурсной документации при запросе предложений за очень малый срок до окончания конкурса; в-третьих, не препятствует отмене результатов конкурса после подведения его итогов по решению инициатора закупки. Закон «Об энергосбережении…» тоже немного подкачал. Обязав в ст. 13 ресурсоснабжающие организации в срок до 1 июля 2013 г. совершить действия по оснащению приборами учета тепловой энергии тех домов, которые до 1 июля 2012 г. не оснастили сами собственники помещений, этот закон никак не расшифровывает, какие такие «действия» надлежит совершить ресурсоснабжающим организациям. С точки зрения МУП «Тепловые сети», таким действием является заключение договора лизинга. А с точки зрения великолучан, да и здравого смысла, действием может являться физическая установка физически существующих приборов в конкретные дома. Вообще, не хочется усматривать плохое. Но законодательство зачастую построено так, что создается впечатление о заведомой закладке возможности таких серых схем в законы еще на этапе их проектирования. Излишнее усложнение законов, делающее их непонятными и нечитаемыми для простых людей, чередуется с явными дырами. Хочется верить, что это лишь из-за некомпетентности законотворцев. Кстати, знаете ли вы, что: тот же Закон «Об энергосбережении …» № 261-ФЗ в ст. 11 ч. 4 устанавливает, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. То есть через пять лет можно повысить требования, скажем, по классу точности приборов учета, и деньги на установку новых приборов можно будет собирать заново. Ф.И. САЦЫПЕРОВ В статье использованы аналитические материалы РИА «Аквила»
|
Категория: ЖКХ: преодоление проблем | Просмотров: 744 | |
Всего комментариев: 0 | |