КОГДА ЛЮДИ КАК КУКЛЫ - 13 Ноября 2016 - Конкурс СМИ - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » 2016 » Ноябрь » 13 » КОГДА ЛЮДИ КАК КУКЛЫ
04:59
КОГДА ЛЮДИ КАК КУКЛЫ
КОГДА КУКЛЫ КАК ЛЮДИ

Почему Петрушка должен быть не только на пальце, но и в голове

«ТЕАТР КУКОЛ – ЭТО ВОВСЕ НЕ КАРТОННАЯ ШИРМА И ПЕТРУШКА НА ПАЛЬЦЕ. МЫ ВСЕГДА ДЛЯ СЕБЯ СТАВИЛИ ЗАДАЧУ ДЕЛАТЬ ХОРОШИЕ, ВДУМЧИВЫЕ И СЕРЬЁЗНЫЕ СПЕКТАКЛИ»...

Сегодня, 15 апреля, Камчатскому театру кукол исполняется 35 лет. С момента основания его неизменным идейным вдохновителем является заслуженный работник культуры РФ Зиновий КУЖЕЛЕВ. С ним накануне памятной даты встретился корреспондент «АиФ-Камчатка».

ДЕЛО ЖИЗНИ

- Зиновий Ефимович, расскажите, что произошло в вашей жизни 35 лет назад?

- 15 апреля театр был создан, но премьерный показ состоялся лишь осенью, поэтому и приглашать гостей на юбилей будем тоже осенью. А в 1980 году я по распределению после Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии попал на Камчатку вместе с супругой. Первая работа в качестве преддипломной практики – спектакль «Таинственный гиппопотам». Потом уже, после получения диплома, прилетел на полуостров окончательно, а работа с куклами стала делом всей жизни.

- Среди профессиональных критиков есть такие, кто считает постановки для детей лишь приложением к драматическим «взрослым» спектаклям. Чувствовали ли вы когда-нибудь этот «холодок» или ваши работы судят со всей театральной строгостью?

- Мы никогда не позиционировали себя как театр для детей, и уж точно не как кукольный театр. Мы – театр кукол, это совсем другой уровень работы, он гораздо выше уровня картонной ширмы и Петрушки на пальце. А ведь часто думают, что именно так проходят представления в театрах такого типа. Сколько я себя помню, мы всегда для себя ставили задачу делать хорошие, вдумчивые, серьёзные спектакли для взрослых. Думаю, нам это удается, например, 17 апреля будем показывать «Балладу Инвалидной улицы» – для ветеранов войны и труда. В этом спектакле затрагиваются совсем недетские вопросы.

- Для кого работать сложнее – для детей или взрослых?

- Дети непосредственны. И если им будет скучно, они начнут откровенно зевать, мотылять ногами, ёрзать на сиденьях. Конечно, актёры на сцене это заметят. А взрослые будут до последнего сидеть с умным видом, показывая, что им всё нравится. Для детей нужно стараться больше, ни в коем случае не делать для них спектакли хуже, чем для взрослых, – они сразу почувствуют фальшь. Бывает и так – работаешь, стараешься, а спектакль не идёт зрителю. А мы ведь боремся за каждого гостя – к сожалению, в маленьких городах есть проблема со зрителем. Поэтому постоянно приходится людей заинтересовывать чем-то необычным. Сейчас, например, работаем над оперой в кукольном исполнении, очень интересный опыт. Думаю, нам удастся удивить зрителей, потому что работают над этим проектом талантливые люди: над музыкой – Александр Малков, над режиссурой – Валентин Зверовщиков и многие другие.

МАСТЕРСКАЯ ЭМОЦИЙ

- Легко ли оживить куклу?

- Над этим трудятся десятки людей. У нас в театре целая мастерская, там каждая кукла до сих пор изготавливается вручную. В итоге безликая масса из папье-маше становится главным героем спектакля. Мы работаем практически со всеми типами кукол. Они бывают перчаточные, как знакомый многим из детства Петрушка. Есть марионетки – чтобы оживлять их, требуется немалое мастерство. Тростевые куклы, которые управляются специальными системами – гапитами, а артист при этом находится за ширмой. Бывают планшетные, которые умеют ходить по полу, ростовые... У наших актёров-кукол свои наряды, которые должны подчеркнуть характер героя спектакля, над ними трудятся в швейном цехе. Всего же цехов у нас четыре: швейный, бутафорский, столярный и конструкторский, работают они со дня основания театра.

- А кадровый вопрос как решаете? На Камчатке ведь не только на врачей, но и на кукольников не учат…

- С кадрами всё сложно очень. Когда я начинал работать, мы все были молодыми, но прошло уже 35 лет, и возраст у нас уже не юный. Поэтому приглашаем на Камчатку актёров со всех концов страны, учим их работе с куклами. Была идея открыть при музыкальном училище театральное отделение, но не получилось по определённым причинам. А вообще, это только со стороны кажется – кукла сделана, образ есть, актёр сидит и говорит текст «интересным» голосом. На самом деле эта работа в какой-то мере даже сложнее, чем, к примеру, в драматическом театре. У нас актёры одновременно играют сами и управляют куклой, они определённую эмоцию доносят до зрителя через неживую материю. Вот должна по сценарию кукла заплакать – и актёр должен так это сделать, чтобы зритель поверил: неживая материя может плакать. Впрочем, можете у самих артистов спросить о специфике их работы.

ИСКУССТВО И КАНАЛИЗАЦИЯ
…Зиновий Кужелев пригласил в свой кабинет актеров, отыгравших премьерный спектакль для самых маленьких «Жил был Фип». Мнения по поводу, кому всё-таки сложнее – актёру драматическому или «кукольному» – разделились. «Мне легче, когда я работаю с куклой, потому что художниками уже создан определённый образ и мне остается донести его до зрителя, – говорит актриса Светлана ЛЮЛЬЧЕНКО. С ней не соглашается Сандра КЛЕР: «Сколько раз такое было – уходят наши в драмтеатр, и всё у них там получается почти сразу. А хорошему драматическому актёру стать хорошим актёром театра кукол – уже сложнее, потому что важно немного забыть про себя и стать единым целым с куклой, не выпячивать себя вперед неё. Людям, которые играли на сцене серьёзные роли, сделать это непросто».
А ещё, убеждены актрисы, надо идти в ногу со временем, не бояться пользоваться благами прогресса: светом, музыкой, сценическими эффектами – ведь в спину «дышат» мультики, планшеты.

- Ага, – вмешивается в разговор Зиновий Ефимович. – Знаете, это похоже на шизофрению: то я с корреспондентом об искусстве разговариваю, то через час решаю вопросы засорившейся канализации. Поэтому самое большое желание – наконец-то переехать в новое здание.
Ульяна БАКУМЕНКО
ДОСЬЕ
Зиновий Ефимович КУЖЕЛЕВ.
Родился в 1947 г. в Белоруссии, в Витебске. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1980 г. приехал на Камчатку. Был главным художником Камчатского театра кукол, а с 1992 года назначен его художественным руководителем. Награждён знаком «За достижения в культуре», заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Категория: Культпросвет | Просмотров: 797 | Добавил: bakumenkoaif
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!