Мой друг погрузчик
Счастливые люди строители. Их работа не устареет позавчерашней лентой новостей и не забудется в отличие от очередной микрореволюции в мире гаджетов. То, что создают эти люди, встраивается в жизнь целых поколений и дерзко спорит во временем. Не всё обращается в прах. Главное остаётся.
УНИВЕРСАЛ НА КОЛЁСАХ
Вечерние лучи, пронизывая занавеску, то упираются в ворох почётных грамот на столе, то гладят по затылку девятимесячного Максима. Тот притих на руках у деда, но при первом удобном случае стащит одну из его бумаг – попробует на молочный зуб свидетельство о том, что механизатор Рашит Нуриманович Гирфанов занесён на Доску почёта в ООО «Трест «Строймеханизация-1».
За сорок лет работы на одном предприятии он получил много наград, в том числе Почётную грамоту Министерства регионального строительства РФ и Почётную грамоту РБ. Объекты, в строительстве которых участвовал Гирфанов, и сегодня нужны людям. Жилые дома во всех микрорайонах города, объездная автомобильная дорога со стороны улицы Водолаженко, больше двух десятков заводских цехов по всему югу республики…
С чёрно-белого снимка из кабины погрузчика улыбается молодой мужчина в вязаной шапке.
– Это мы строим пожарную часть, – вспоминает Рашит Нуриманович, – на этом погрузчике я работал 19 лет.
Всего таких рабочих машин в его жизни было пять. Колёсный погрузчик – тяжеловесный представитель спецтехники, обычно выкрашенный в жёлтый цвет. Погрузчик – настоящий универсал на колёсах. Грузит, ровняет, перемещает, перевозит, даже снег убирает.
– Папа им виртуозно управлял, – с гордостью рассказывает младшая дочь Лилия, мама маленького Максима. – Отлично маневрировал в автомобильном потоке на шумных улицах, а неполадки распознавал на слух и сам свой погрузчик ремонтировал.
Гирфанов родом из Давлекановского района, в Давлеканово он учился на механизатора. Его наставника Хамбала Каюмова уже нет в живых, но его дети, как и Рашит Нуриманович, со временем перебрались в Стерлитамак. Ученик и сыновья его учителя дружат уже десятилетия.
РАДИ ЧЕГО РАБОТАТЬ?
На цветном фото машинист погрузчика стоит на насыпи, внизу на дороге замерли и кажутся игрушечными самосвал и бульдозер.
– Рабочие бетонировали скалу, я грузил гравий, – описывает Гирфанов свою гордость – работу на Юмагузинском водохранилище. – Строили мы его несколько лет. Я неделю работал, неделю – дома. Жили в вагончиках, был у нас и вагончик-«красный уголок»: там стоял телевизор, по вечерам мы собирались, смотрели кино. Мобильные телефоны тогда только появлялись – связь была плохая…
Трудностей в рабочих буднях строителя хватало: тяжело было переносить летнюю жару в стеклянной кабине погрузчика, часто приходилось ездить в командировки по республике. В 90-е годы, бывало, рабочие месяцами не видели зарплату, её выдавали карточками, талонами.
– Помню, однажды, после очередной денежной реформы, мама подозвала меня, отсчитала от кипы бумажек целую стопку купюр и говорит: «Отец зарплату получил – иди мороженое себе купи», – говорит Лилия.
Когда в 1982 году на заводе "СК" взорвался цех, супруги Гирфановы спасали заводчан: он разгребал завалы на предприятии, она, медик, помогала людям в ожоговом отделении больницы.
Рашит Нуриманович и Нафиса Габдулхаевна прожили вместе 37 лет, два года назад её не стало. Пережить утрату ему помогает семья. Она похожа на его рабочий коллектив – такая же большая и дружная. У главы семьи три дочери, пять внучек и два внука. Недавно он вышел на пенсию, сейчас много работает в саду (там, в садоводческом товариществе «Строитель-3», часто видится со своими бывшими коллегами). И помогает детям растить внучат.
– Папа понимал, что мама устаёт за день с детьми. Сёстры мне рассказывали: когда они были маленькими, он, приходя с работы, не отдыхал – отправлял отдохнуть маму, а сам нянчился с ними, – не скрывает восхищения Лилия. – Он всегда делал с нами уроки, так что математика и физика нам давались легко. Брал нас с собой в гараж – возиться с машиной. А зимой мы вместе ходили на лыжах…
Девочки унаследовали от отца не только математический склад ума и умение разбираться в технике:
– Нам нравится его отношение к жизни. Он бесконечно добрый, отзывчивый и ответственный, мы стараемся быть на него похожими.
Мысленно оглядываясь назад, Рашит Нуриманович говорит о своей судьбе так:
– У меня было любимое дело, я «командовал» большой машиной. Что в профессии радовало? Хорошо выполненная работа. А что ещё нужно? Когда всё делаешь на совесть, испытываешь радость. Какими я хочу видеть внуков? Трудолюбивыми. Кем бы человек ни был – директором или рабочим – он должен знать своё дело. Иначе зачем вообще браться за работу?
Екатерина Яковлева
|