18:05 О тех, кто никогда не осиротеет |
О тех, кто никогда не осиротеет "Зима" - это стремительный взмах смычков, тёплое дыхание на заиндевевшем окне и память о том, что не бывает двух одинаковых снежинок. "Приворот" - умение развести беду руками и аргументированно поспорить с судьбой. А "Воскресенье" - это душа нараспашку и благословение жизни земным поклоном. У каждого хореографа свой словарь действительности: каждый танец что-то обозначает. Танцующие люди говорят с нами всегда на новом, неизвестном нам языке. Если мы отзываемся, то становимся полиглотами - гораздо лучше начинаем понимать людей и собственную жизнь. Народный ансамбль современного танца г.Стерлитамака "Антре" учит тому, как... ...ОТРАЖАТЬ ГЛАВНОЕ Девушки под прозрачными зонтами и босиком движутся по сцене чёрно-белой рябью. Их стойки и прыжки похожи на то, как бегут по стеклу капли первого апрельского дождя. Зелёные и розовые ёжики в исполнении пятилетних малышей так же смешны, как отважны: они победили лису. А когда подростки-модники в воображаемом магазине катаются на тележках и крутятся перед зеркалом, зритель улыбается и видит: умение танцевать лучше шопинга. - На то, чтобы сделать танец, может потребоваться от месяца до года, - говорят руководители "Антре". - Услышал музыку, увидел что-то - хочется об этом рассказать. Помогает наблюдательность. Сюжеты из реальности самые интересные. Здорово, когда смотришь на сцену и думаешь: а ведь такая история была и со мной! Надежда Небогатова и Людмила Викторова об удачном отражении действительности знают почти всё: они сёстры-близнецы. Конкуренции и ссор припомнить не могут. Больше десяти лет танцовщицы и хореографы вместе придумывают номера, сочиняют костюмы и учат детей любить музыку, физическую нагрузку и сцену. - Один из моих любимых номеров - "Ягодка-малинка", - рассказывает Надежда о том, как рождается танец. - Номер сюжетный: мальчик дружит с девочкой, но вокруг столько других девочек, которыми можно залюбоваться! Так ведь и бывает в жизни. Он, конечно, мирится со своей... Или, к примеру, "Телефономания": сегодняшние жители городов не представляют себя без мобильников. И вот дети в деловых костюмах и очках на носу выносят огромные телефоны и танцуют с ними... - А "Магия реальности" бессюжетна? Для меня это стало откровением о внутренней свободе, о том, как каждый остаётся собой. Наверное, зритель, сидящий рядом, прочтёт в этом танце что-то другое... - Да, в модерне сильна философская линия. Зритель задумывается. Но современная хореография такова, что лучше всё-таки смотреть и наслаждаться, чем расшифровывать. "Магия реальности" следует блюзовой композиции Джо Кокера, танец "Зима" - "Временам года" Вивальди. Музыка для нас очень важна. Мы не танцуем под то, что у каждого на слуху. Очень любим народную стилизацию. ДАРИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПОЕЗДКИ ЗА ГРАНИЦУ В творческой копилке "Антре" больше 50 танцев. Стерлитамакцы могут увидеть их на городских мероприятиях, а также на открытии и закрытии сезона ансамбля. В остальное время хореографические номера ездят по стране и по Европе, исполняют их дети от четырёх до 18 лет. - Главное - поддержка родителей. Если они не заинтересованы, ребёнок ничего не добьётся. Да, поездки - это дорого и хлопотно, но детям это нужно для развития. Когда они видят, как выступают другие коллективы, то начинают работать на совершенно другом уровне. Мы дружим, например, с коллективом из Перми, ездим к ним на отчётные концерты. Выступаем в Европе - уже побывали в Германии, Австрии, Болгарии, Чехии, Польше. В прошлом году на конкурсе в Италии наши девятилетние воспитанники завоевали первое место и грант на 1500 евро на поездку по Средиземному морю. - Получается, дети возят родителей за границу? - Так и есть. Родители признаются: "Если бы не конкурс, мы никогда бы здесь не побывали". А детям нужны не только победы: ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом - сопровождали в поездках и приходили на концерты. - Дети совершенствуются благодаря конкурсам. А как растёте вы? - Два-три раза в год ездим за новой техникой на мастер-классы в Москву, в международный центр танца и перфоманса "Цех", и в Екатеринбург - в театр современного танца "Эксцентрик-балет". Приглашаем из других городов педагогов по современной хореографии - усиливаем наш модерн, локинг, хип-хоп и контемпорари. ВОВРЕМЯ ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО - В детстве мы жили в районе ВТС, - вспоминает Надежда, как они с сестрой выбирали судьбу. - Нам тогда было лет семь или восемь - в День защиты детей мы увидели выступление ребят из детско-подросткового клуба "Солярис" и решили: мы тоже хотим выступать. Записались в школьный танцевальный кружок, потом в "Солярис". А когда пришли во Дворец пионеров и школьников в ансамбль "Детские годы", то вскоре вызвались помогать хореографу - сочиняли движения и их комбинации. После школы успешно сдали первый вступительный экзамен в пединститут и... забрали документы. Вовремя поняли, что нам нужна другая профессия. Сейчас в "Антре" преподаёт целая команда педагогов: к нам присоединились три наши выпускницы, в скором будущем они, как и мы, станут дипломированными хореографами. ДЕЛАТЬ ВСЁ И НЕМНОЖКО БОЛЬШЕ Победителей сёстры растят из дошколят, так надёжнее. Правда, отсев велик. Людмила признаётся: если из сорока новичков остаются человек десять, это уже удача. - Почему дети уходят? Боятся трудностей? - Может быть, танец - просто не их стихия. - А чья это стихия? - Если вы о физических данных, то они не главное. Это правда, что в успехе на долю таланта приходится один процент, остальные 99 достигаются постоянным трудом. Упорные танцуют лучше, чем лентяи с крутой растяжкой. - Победить - не самое трудное, трудно держаться на счастливой волне долгое время. Какова ваша стратегия? - Стратегия одна: очень много работать. Перед конкурсами мы занимаемся по два с половиной- три часа ежедневно. "Главное не победа, а участие" - это нам не походит. "Главное - победа", - вот это для нас. Мы строги к себе, поэтому строги к своей работе. Без этого ничего не получилось бы. После занятий мы детям - друзья, но на занятиях мы для них - педагоги. Если что-то не выходит - значит, надо сделать это не один раз, а сто. Если дети боятся сцены (а я и сама её боюсь, потому что давно не выступаю) - значит, надо чаще на неё выходить. - Вы бываете довольны собой? - Да, когда зрители визжат и кричат: "Браво!". - Ваши ученики похожи на вас? - Наверное: они целеустремлённые , всегда хотят быть первыми. И, конечно, танцевать на первой линии. Такую возможность получают те, кто лучше слышит музыку, старательнее тянет колено или стопу, ярче улыбается. - Если ваши ребята окажутся вторыми, это их не сломает? - Они расстроятся, но мы их поддержим: это нормально, что на одних конкурсах - Гран-при, на других - первое или второе место. - Но жюри бывает субъективно, разве можно понравиться всем? - Наши танцы нравятся. Сейчас многие коллективы делают ставку на акробатику, гимнастические заходы на трюки. Мы больше танцуем, у нас много лексики. К критике мы прислушиваемся, иной дельный совет позволяет сделать номер лучше. Но обычно реагируем на критику так: "У нас своё представление. Может быть, мы примем во внимание вашу точку зрения". А, может быть, и нет. Мы стараемся быть ни на кого не похожими. Людмила и Надежда дарят мне диск - дома смотрю апрельский концерт "Антре" в записи. Дети танцуют пронзительный "Только будь" под песенные аккорды Ады Якушевой, озорное "Спортивное ориентирование", разудалые "Лапоточки мои". Перевоплощаются в Шерлока Холмса, дирижёра своенравного оркестра и отважных лётчиков... Говорят, танец без зрителя - сирота. Композиции "Антре" не осиротеют. Вот увидите. Екатерина Яковлева |
Категория: Культпросвет | Просмотров: 726 | |
Всего комментариев: 0 | |