ОСАГО разрулили?
Ещё недавно автовладельцы не могли беспрепятственно оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО. Страховые компании отказывались продавать полисы, ссылаясь на сбои в системе РСА и отсутствие бланков. Посетители вынуждены были стоять в многочасовых и многодневных очередях или оформлять автогражданку "в комплекте" с другими видами страхования. Аналитики связывали недоступность обязательного автострахования с убыточностью ОСАГО для страховщиков и признавались: вся надежда - на решения, которые могут быть приняты на законодательном уровне. Ситуацию способна улучшить, например, обязанность страховщиков продавать электронные полисы. Или передача сегмента ОСАГО государственной компании...
Но, похоже, ситуация меняется. Мы, как автомобилисты без заветного полиса, обзвонили всех доступных страховщиков, объехали город на общественном транспорте и обошли пешком. Постарались выяснить: буксует ли сегодняшний рынок ОСАГО? Или случилось чудо, и горожане получают нужный документ без нервотрёпки?
ОХОТА ЗА ПОЛИСОМ
Если верить Яндексу, в Стерлитамаке полис ОСАГО оформляют аж два десятка страховых компаний. На деле их гораздо меньше: один страховщик больше такими вещами, как автострахование, не занимается. Другой занимается, только не здесь - отсылает автовладельцев в уфимский офис. Третий просит подождать до конца ноября: из-за технических неполадок образовалась очередь...
- ОСАГО оформляете? - интересуюсь по телефону у сотрудницы не очень известной страховой компании.
- Конечно.
- А я смогу оформить у вас только ОСАГО, без страхования жизни и всего остального, что у меня есть?
- Нужно подъехать в офис, я всё объясню, - уклончиво отвечает девушка.
Нужно? Кому нужно? Кататься по городу на маршрутке, чтобы разгадывать ребусы, многим нашим горожанам некогда. Поэтому некоторые идут по пути наименьшего сопротивления. В одном из районов города, где ежедневно бывает множество автомобилистов, их страхуют более чем активно:
- Девушки буквально за руки хватают: "Давайте, я вам всё оформлю", - рассказывает Руслан, водитель с шестилетним стажем. - Оформляют именно "всё": ОСАГО получишь, если согласишься на страхование жизни или имущества. Другой вариант: продают автогражданку без дополнительных услуг, но требуют сверх суммы 2,5 тысячи рублей и расписку: "Соглашаюсь оплатить брокерские услуги". Может быть, для кого-то 2, 5 тысячи не деньги, а мне жалко переплачивать. В итоге в этом году я застраховался в Нижневартовске: друг помог.
Автомобилистов выручают не только друзья, но и смекалка. Мой коллега, услышав от менеджера страховой компании настойчивое предложение застраховать вместе с гражданской ответственностью ещё и жизнь, ушёл ни с чем. А на следующий день вернулся с диктофоном и попросил менеджера повторить "заманчивое" предложение. ОСАГО ему оформили на удивление быстро и без дополнительных страховок.
- Можно отправить заявление на заключение ОСАГО заказным письмом в Москву, в головной офис страховой компании, - подсказал мне в одной из очередей молодой мужчина по имени Денис. - Перед тем, как выслать полис, из компании звонят и уточняют, в каком отделении заказчику удобнее его забрать. Правда, вариант подходит тем, кто может подождать. Недели три.
"ЕДИНЫЙ АГЕНТ" НАМ В ПОМОЩЬ?
Со 2 августа в нескольких регионах страны начались продажи полисов ОСАГО по схеме единого агента, разработанной Российским союзом автостраховщиков (РСА). Суть новой схемы - совместные продажи: автовладелец приходит в любую страховую компанию, которая имеет лицензию ОСАГО и участвует в "едином агенте". Она продаёт ему либо свой полис, либо - на агентских началах - полис другой страховой компании - возможно, малоизвестной в данном регионе. Договор ОСАГО заключается от имени случайного страховщика РФ, «назначенного» по шестизначному номеру ПТС. В нашей республике схема единого агента запущена 31 августа, по этой системе в Стерлитамаке оформляют полисы ОСАГО несколько компаний. Обращаемся в одну из них.
- Автовладельцы идут к вам за ОСАГО?
- Да, охотно.
- Их не смущает, что ближайший офис выбранного случайным образом страховщика, возможно, находится в другом регионе?
- Нет. Во-первых, если окажется, что страховая компания не федеральная (однажды нам выпал страховщик из Карачаево-Черкессии), можно попытать счастье, например, на следующий день. Подобрать, так сказать, компанию на свой вкус. Во-вторых, у большинства страховщиков отделения работают по всей стране.
ПОЛИС ЭЛЕКТРОННЫЙ- В РУКАХ НЕ ПОДЕРЖИШЬ...
Сегодня в два клика можно купить книгу или ботинки в интернет-магазине и без проблем оформить загранпаспорт на сайте госуслуг. А вот стартовавшая в июле 2015 года выдача электронных полисов этой весной заглохла.
- Мне повезло, я успел оформить страховку через Интернет, - рассказывает Алексей (он 15 лет за рулём, до нынешнего года оформлял ОСАГО без проблем). - Сначала система выдавала ошибки. Например, просила ввести данные свидетельства о регистрации автомобиля, но не принимала их: "Некорректные данные". Догадался вместо них ввести номер ПТС. С шестой попытки удалось оформить. Через три дня я узнал, что выдача электронных полисов прекратилась...
На сайте osagoonline.info есть полный список страховых компаний России, продающих интернет-страховки. При этом оговаривается: "Продажи е-полисов работают не стабильно, но если данные о вас и вашем автомобиле в базе РСА верные (а там много ошибок и неточностей), то есть все шансы оформить автогражданку онлайн".
Интернет услужливо отвечает на запрос: в Стерлитамаке электронное ОСАГО можно оформить в шести страховых компаниях, причём с доставкой на дом. Теоретически.
- К сожалению, в настоящее время заключение электронного полиса ОСАГО недоступно. Наши специалисты делают всё возможное для восстановления сервиса, - говорит автоответчик федерального контакт-центра крупного страховщика.
По требованию ЦБ с 1 января 2017 года электронные продажи автогражданки будут обязательными для страховщиков. Тем компаниям, которые не начнут продавать полисы ОСАГО на своих сайтах, грозит отзыв лицензии. Сегодня многие страховые компании не выдают электронные полисы, ссылаясь на технические сбои в системе. Куда денутся сбои с 1 января? По информации газеты "Коммерсант", с нового года в случае зависания сайтов страховщиков система единого агента РСА поддержит бесперебойность продаж. В интервью "Коммерасанту" президент РСА Игорь Юргенс поясняет: "Для этих целей в электронном ОСАГО мы внедрим принципы единого агента РСА, которые уже опробованы при продажах бумажных полисов. Суть следующая: если по техническим причинам сайт страховщика не работает, потребитель получит возможность купить полис у другого страховщика, который будет ему предложен случайным выбором по номеру ПТС".
НЕ ЗЕЛЁНЫЕ, А РОЗОВЫЕ!
с 1 октября все страховые компании по всей России начали выдавать бланки ОСАГО нового образца — розовые, с QR-кодом. Все ранее выданные «зеленые» страховки будут действовать до момента их окончания (то есть последний зеленый бланк будет действителен до 30 сентября 2017 года). Новый дизайн полисов был разработан ещё весной для борьбы с подделками. Но подделки ещё встречаются. Выявляются они чаще всего при ДТП: оказывается, что предъявленный полис уже зарегистрирован на другого владельца другого автомобиля. Зона риска - приобретение ОСАГО у продавцов из Интернета и уличных "лоточников" с цыганскими ухватками. Номером телефона одной из бойких "страховщиц" со мной поделился знакомый.
- Я хочу оформить ОСАГО.
- Пожалуйста! У меня есть бланки четырёх страховых компаний, выбирайте.
Выясняется, что полис известного страховщика обойдётся дороже:
- У них большой комиссионный сбор, - объясняет девушка.
К счастью, действительность полисов можно проверить по базе АИС РСА. Но зачем при этом переплачивать? Отправляюсь в офис крупного и авторитетного страховщика.
НЕ МОНОПОЛИСТЫ. НО ПОХОЖИ
На часах 14.30. Волнуюсь, как бы не опоздать. Ведь страховщики себя щадят: свежий ОСАГО выдают шесть дней в неделю, а с действующим полисом работают в режиме пятидневки, до шести вечера, с перерывом на обед.
В фойе достаточно просторно. В очереди семь посетителей. У двоих мужчин полисы уже есть, нужно лишь внести в них изменения. Для них весенние страсти по ОСАГО за полгода успели стать полулегендами из серии "А помните?".
- А помните, списки километровые писали и каждое утро отмечаться приходили?
- У меня летом сестра здесь полис получала: жара, духота, народ, кондиционеров нет. Как только сердце выдержало, немолодая уже...
Лилия четыре года за рулём, в прошлом году оформила здесь ОСАГО без проблем (от дополнительных страховых услуг отказалась). Её очередь подходит, но она выглядит не довольной, а смертельно уставшей: девушка ждёт уже почти три часа, теперь ей предстоит просидеть в душном кабинете около часа - именно столько времени тратит сотрудник на обслуживание одного клиента. В очереди остаются пожилой мужчина, молодая мама и работающие люди, отпросившийся со службы. Вопросов у автомобилистов три. Первый - арифметический: почему из четырёх работников страховой компании с ОСАГО работают только двое? Второй - справедливый: почему вот этот мужчина со стильной стрижкой и в дорогой дублёнке только что прошёл напрямую к специалистам, как будто никакой очереди нет? Третий - риторический: когда к людям будут относиться по человечески?
- Никогда: они же фактически монополисты, - с раздражением произносит молодая мама.
Честно говоря, ОСАГО кажется здесь нелюбимым дитя: людям, пришедшим за автогражданкой, придётся пропустить вне очереди тех, кто хочет оформить КАСКО или ипотеку. Через 45 минут Лилия с победным видом наконец выносит розовый бланк: за возможность со спокойным сердцем ездить на своём пежо ею заплачено 4,5 тысячи рублей, от дополнительных услуг удалось отказаться. Прохожу к руководителю отделения:
- Вы довольны своей работой по ОСАГО?
- Да, вы же видите: очередей почти нет.
- Это по сравнению с тем, что было весной и летом. А можно поручить хотя бы ещё одному сотруднику оформлять ОСАГО? Тогда очередей совсем не будет.
- У нас много другой работы, её мы тоже должны выполнять.
- Там мужчина очень торопится, ему надо лишь внести в ОСАГО изменения. Может ваш специалист отвлечься от другой работы на десять минут?
- Этот мужчина может приехать в любое время, когда будет свободен.
- Но люди хотят внимания и более бережного отношения к их личному времени. Они не правы?
- Скоро проблема будет окончательно решена: с 1 января мы в обязательном порядке будем выдавать электронные полисы ОСАГО.
- Почему некоторые идут за полисом без очереди?
- Они идут к агентам по предварительной договорённости, агенты тоже работают в этом помещении.
- Откуда у предприимчивых девушек на улице бланки вашей компании и жалобы на большую комиссию?
- Возможно, это брокеры, не знаю. У наших агентов есть удостоверения. А комиссионный сбор по ОСАГО равен нулю.
КТО ПРАВ?
Отменить долгие живые очереди закон не может. Но он защищает автовладельцев в спорных случаях при оформлении автогражданки. Об этом беседуем с юристом Ксенией Долгушиной.
- Ксения Игоревна, некоторые страховщики при оформлении ОСАГО требуют приобретать дополнительные услуги по страхованию. Насколько это правомерно?
- В силу п. 1.5 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, который обратился к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представил документы в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО».
Включение в Договор условий, обуславливающих выдачу страховки «ОСАГО» страхованием от несчастных случаев, не соответствует положениям пункта 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей». Закон запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
- Если автовладелец поддался на уговоры и приобрёл дополнительную страховку, может ли он отказаться от неё и вернуть деньги?
- Да, безусловно. 20.11.2015 года вышло Указание Центрального банка РФ «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования". Если вам все-таки навязали добровольное страхование, вы вправе расторгнуть договор в течение 5 рабочих дней с даты его заключения. Нужно обратиться к страховщику с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченной по договору страховой премии в полном объёме с приложением ваших банковских реквизитов. Если страховщик не вернет вам деньги в указанный срок, вы вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.
- Так называемый "комиссионный сбор" тоже является незаконным?
- Верно. Федеральным Законом «Об ОСАГО» установлены базовые ставки и тарифы при заключении договоров страхования ОСАГО. Ставки и тарифы могут регулироваться только Центральным банком РФ. Никакие иные комиссионные и брокерские услуги не допускаются. Если вы переплатили, можете обратиться с претензией о возврате комиссионного сбора или брокерского соглашения в организацию, с которой заключен договор страхования.
Екатерина ЯКОВЛЕВА
|