Откройте в себе изобретателя! - 15 Ноября 2016 - Конкурс СМИ - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » 2016 » Ноябрь » 15 » Откройте в себе изобретателя!
17:44
Откройте в себе изобретателя!
Откройте в себе изобретателя!

Цифровая эра меняет людей. Наши дети, кажется, совсем другие. И любопытно, куда «клиповое мышление» приведёт тех, кто не любит читать длинные тексты и думать о серьёзных вещах. А можно сделать так, что по-настоящему любопытно будет детям. Достаточно привести их на занятия к Ирине Николаевне Романовой: в центре детского (юношеского) технического творчества педагог учит школьников решать изобретательские задачи.

АЗБУКА ТАЛАНТЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ
«В конце 19 века великий русский учёный Д.И.Менделеев обратил внимание на чрезвычайно опасную операцию – сушку пороха тёплым воздухом, при которой происходят взрывы. Какое техническое решение предложил Менделеев, и какой приём решения изобретательских задач при этом использовался?». «Какой физический эффект используется при изготовлении шоколадных конфет с ромовой начинкой?». «Предложите промышленный способ очистки грецких орехов от скорлупы». С этими и другими заданиями ученики Романовой справляются в два счёта: они не меньше, чем преподаватель, увлечены теорией решения изобретательских задач, и ни разу такого не было, чтобы с республиканских технических олимпиад они вернулись без призовых мест.
– После окончания Уфимского нефтяного института я начала работать на химзаводе, в конструкторском отделе, – вспоминает Ирина Николаевна свой непредсказуемый путь в педагогику. – Потом перешла на машзавод инженером-конструктором по сварочной оснастке. В 90-х машзавод стал сдавать позиции, и я решила попробовать себя на станции юных техников. У меня нет педагогического образования, но всё получилось: 18 лет я преподаю ребятам начальное техническое моделирование.
Сегодня Ирина Николаевна – методист с 11-летним опытом (в 2010 году её методическая работа «Ждут нас быстрые ракеты» заняла третье место на всероссийском конкурсе). А ещё она педагог высшей категории, отличник образования Республики Башкортостан, награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ. Но вот что для неё самое важное:
– Девять лет назад я познакомилась с теорией решения изобретательских задач, автором которой является советский учёный Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ была создана ещё в 1950-е годы и первоначально применялась для решения изобретательских задач в технике, для решения технических противоречий, в подготовке инженеров. Постепенно эта теория становилась всё более популярной, стала использоваться не только в технике, но и в других областях. Специально для детей автор теории написал книгу «И тут появился изобретатель» (она вышла под псевдонимом Г.Альтов). Книга должна была стать учебником по развитию нестандартного мышления. Г.С.Альтшуллер даже ходил на приём к Сталину с предложением вести занятия по ТРИЗу в университете. Изобретательские задачки печатались в «Пионерской правде», и дети с удовольствием их решали. А в 90-е годы ТРИЗ потеряла свою известность.
– Почему?
– Мозги были не нужны. Последствия мы расхлёбываем до сих пор: нашей стране катастрофически не хватает грамотных инженерно-технических работников, даже по-настоящему хорошие рабочие – дефицит. А вот за границей ТРИЗ подхватили: её методы сегодня используют мировые корпорации, например, Samsung. В Японии каждый ребёнок занимается изобретательством – он ориентирован на получение профессии и при этом на нестандартный подход к решению задач. Ведь изобретение работает только тогда, когда получает воплощение в производстве. У нас коммерциализация инноваций проседает. Нам бы ввести курс ТРИЗа в вузах, как преподают инновационные технологии в Америке, Японии, Израиле… К счастью, сейчас и у нас эта теория обрела второе дыхание. В Казани, к примеру, на её основе создан технопарк: молодёжь учат технологиям ТРИЗа. У нас в республике мало кто этим занимается, зато ребята, преуспевшие в этой теории, создают себе достойное будущее: мой первый ученик Эмиль Исхаков, в своё время побеждавший в республиканских технических олимпиадах, закончил Московский энергетический институт. Там же учится теперь ещё один мой выпускник – Александр Николаев. Рамиль Валиев поступил в Казанский энергетический университет. Наиль Рафиков, который занимается у меня сейчас, – большой умница, я уверена, что он найдёт своё место в жизни.
– Какие знания и навыки прокачивает ТРИЗ?
– Химию, физику и конструирование. Давайте разберём задачи, с которых мы с вами начали разговор. Менделеев предложил обезвоживать порох спиртом. В решении помог принцип вепольного анализа (нужно ввести вещество, которое поглотит влагу). Всего Альтшуллер предложил сорок приёмов решения изобретательских задач, но теория развивалась, сейчас приёмов гораздо больше. Простой пример: как измерить температуру жука-долгоносика? Сработает приём объединения: надо поместить в банку множество его сородичей и термометр. Давайте вспомним следующую задачу: как ромовая начинка попадает в конфеты? Используется способность вещества менять своё агрегатное состояние, превращаться из жидкого в твёрдое. То есть начинку нужно сначала заморозить, а потом облить шоколадом. А чтобы очистить грецкие орехи, их помещают в камеру, дают высокое давление и резко его снижают – в результате скорлупа лопается. В ТРИЗе много оригинальных задач, попробуйте поразмышлять над ними на досуге – вам будет интересно!

ЧТОБЫ КАРЛСОН ПОЛЕТЕЛ
– Ирина Николаевна, Г.Альтшуллер называл ТРИЗ азбукой талантливого мышления и утверждал, что каждый человек обязан быть творчески грамотным. Исходя из вашей практики, как вы думаете: каждого ли можно научить изобретать?
– Если говорить о способностях и достижениях, я вижу, что большое значение имеют, во-первых, гены. Например, мой отец был начальником конструкторского отдела. Я мечтала о медицине, но судьба сложилась иначе: у меня был идеальный почерк, я обожала чертить. Это гены. Во-вторых, колоссальна роль самого ребёнка – насколько он шустрый, находчивый. Наконец, нужен учитель, который направит, поможет развить способности. Гибкость ума, сообразительность, умение не растеряться – это ведь не только в техническом творчестве пригодится, но и в жизни. Хочется попросить родителей: играйте с детьми, читайте вместе. Скажем, книга «И тут появился изобретатель» Г.Альтова хороша класса с седьмого, я её особенно советую учителям физики. Живая книга, в повседневности много моментов, когда эти знания оказываются актуальны. Настоящая находка – «Месяц под звёздами» Б.Злотина и А.Зусман. А младшеклассникам наверняка понравятся «Задачки-сказки от кота Потряскина» А.Гина. Эти книги есть в библиотеке № 2 (центр технической информации, ул.Коммунистическая, 2), также их можно найти в Интернете.
– А чему у школьников учитесь вы?
– Смелости. Мы, взрослые, осторожничаем: «Нет, так, наверное, не получится…». А дети смелые, они не боятся ошибаться. И даже если скажут, казалось бы, глупость, всё равно в ней окажется доля правды!
Для технически грамотных людей тоже почти нет ничего невозможного. Например, Карлсон, который живёт на крыше, давно перестал быть литературной фантазией.
Откроем задачку из книги «И тут появился изобретатель». «Однажды директор «Детского мира» приехал на фабрику игрушек и сказал главному инженеру:
– Покупатели спрашивают Карлсона, а такой куклы нет. Выручайте!
– У нас два образца кукол, – ответил ему главный инженер. – Вот, смотрите.
Одна кукла была точь-в-точь такой, как рисуют в книжках, но не летала. У другой был большой винт – намного больше, чем сам Карлсон. Кукла не могла стоять, но зато её можно было запускать – как игрушечный вертолёт.
– Плохо, – вздохнул директор, – одна кукла похожа, но не летает. Другая летает, но совсем не похожа. Какая-то ветряная мельница, а не Карлсон…
Техническое противоречие. И тут, конечно, появился изобретатель: винт должен быть большим в полёте и маленьким, когда Карлсон не летает. Для этого лопасти винта надо сделать из тонких гибких пластинок и свернуть их, как игрушку «язык». При вращении винта центробежные силы развернут пластинки, они станут большими. Винт остановится – и пластинки свернутся».
А что готовы изобрести вы?

Екатерина Яковлева
Категория: Школа, профессия, выбор | Просмотров: 786 | Добавил: katj1981
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!