13:41 Виновник – автотранспорт |
Сотрудник автодорожного факультета СВФУ Евсей Анисимов полагает, что сокращение вредных выбросов существенно снизит заболеваемость онкологией среди горожан. Инженер предлагает радикальный способ сокращения выхлопов авто. Против холостого хода По данным Якутского республиканского медицинского информационно-аналитического центра каждые три года первичная заболеваемость населения онкологией повышается на 3%. В классификации первичной заболеваемости всего населения лидируют болезни органов дыхания. Старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Евсей Анисимов обвиняет в этом автомобильные выхлопы. «Один автомобиль за год эксплуатации поглощает четыре тонны кислорода, а выбрасывает через выхлоп тонны диоксида и оксида углерода, диоксида серы, окислов азота, летучих углеводородов и самое опасное вещество с точки зрения здоровья – бензапирен», – говорит Евсей Анисимов. Инженер несколько лет занимается экологией транспорта в условиях Якутии. По его расчетам, предельно допустимая концентрация бензапирена в Якутске превышает допустимые показатели в 10 и более раз. «Вещество образуется, когда припаркованные автомобили в низких температурах работают на холостом ходу. При движении авто он выделяется в малом количестве», – говорит исследователь. Свойства бензапирена таковы, что оно не испаряется в атмосфере и не поглощается почвой из-за многолетней мерзлоты. В якутскую зимнюю пору субстанция не улетучивается и постоянно находится на уровне человека – до двух метров. Очевидный способ сократить вредные выбросы автомобилей – уменьшение вырабатываемых двигателем газов. Для этого Евсей Анисимов предлагает ограничить время холостой работы двигателя установкой в систему охлаждения авто электрических подогревателей и использования утеплителей тентов. В Якутске официально насчитывается 118 тысяч автомобилей. По статистике* 60% из них эксплуатируются круглогодично. Экология транспорта «Все как в развитых странах, – говорит автор проекта. – Например, в Швеции рядом со зданиями различных учреждений предусмотрены стоянки, куда машина подъезжает и подключается к специальному электрообогревателю. В нашем случае из-за непомерных холодов одним лишь электроподогревателем мы не сможем сохранить эксплуатационное свойство автомобиля». Чтобы поддерживать рабочую температуру, Евсей Анисимов кроме электроподогревателя предлагает установить на автомобиль теплоизоляционную капсулу, которая способна поддерживать температуру не только моторного отсека, но и всего автомобиля. «Есть разные варианты выполнения: это может быть простой материал, которым укрывают автомобиль, или каркас. Он мобилен, и им легко пользоваться», – говорит автор проекта. В прошлом году Евсей Анисимов пытался добиться разрешения на строительство стояночного места на 20 машиномест на территории автодорожного факультета СВФУ. Но объект не был построен по финансовым причинам. Как утверждает разработчик, каркас представляет собой специальную стоянку на открытом воздухе, к которому подведено электричество. По его замыслу, автомобиль с заранее установленным специальным электроподогревателем подъезжает к стоянке и подключается к ней. «Максимальная теплопроводность в подобных изделиях достигается тогда, когда исключается слой воздуха между поверхностью автомобиля и тентом, – говорит заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис», кандидат технических наук Варвара Друзьянова. – Необходимо точно определить, на каком оптимальном расстоянии капсула должна находиться от поверхности корпуса автомобиля, чтобы максимально дольше сохранить теплоту двигателя и распределить ее в общем объеме капсулы». По замыслу создателя, другого источника теплоты в капсуле нет. Лабораторные испытания показали, что при уличной температуре -42°C средняя температура в капсуле составляет 2°C . Это щадящая температура для автомобиля. Электроподогреватель, установленный в двигателе, потребляет 1,5 киловатт-час. Прибор имеет терморегуляторы, которые срабатывают в зависимости от показателей в целях экономии электричества. На проект стояночного места на 20 машин теоретически потребуется 30 кВт*ч установленной мощности. По подсчетам отдела энергосбережения СВФУ в здании АДФ оказались «лишними» 75 кВт*ч. Как утверждает Евсей Анисимов, установку можно будет использовать без финансового ущерба университету, причем никаких дополнительных трансформаторов и генераторов не потребуется: питание идет от сети 220В. Практика и применение По смете создателей электроподогреватель вместе с установкой обойдется в 2 500 рублей, теплоизоляционная капсула – 18-19 тысяч. Сумма может колебаться в зависимости от количества слоев – предполагается их будет несколько. В Якутске уже существует похожий проект – «Сахатент» от резидента технопарка «Якутия» компании «Сахатепломеханика». Однако проект, по словам руководителя компании Артема Чемпосова, ориентирован больше на энергосбережение, а не на экологию. Сейчас «Сахатент» готовят к использованию в промышленной сфере, в том числе в деятельности Министерства обороны. «Это больше социальные или стратегические проекты, но не коммерческие, – говорит руководитель «Сахатепломеханика» Артем Чемпосов. – Инновации на начальном этапе не приносят доход. «Сахатент» и другие подобные проекты станут рентабельными только тогда, когда каждый второй якутский автомобилист будет использовать наш продукт и накрывать машину тентом. Сейчас эти идеи – больше для общественного блага, нежели для прибыли». Автор проекта автомобильной капсулы надеется на государственную поддержку: «Правительству надо требовать у предприятий сооружения подобных парковок у каждого здания. Такие меры применяются во всей северной Европе. Парковки с подогревом расположены у каждого учреждения, – говорит Евсей Анисимов. – Хозяину полагаются большие штрафы, если машина остается работать на холостом ходу, ведь это наносит колоссальный вред окружающей природе». Если, возможно, в коммерции данные проекты нерентабельны, то с экологической точки зрения они очень востребованы, считает заведующий кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» АДФ СВФУ Варвара Друзьянова. «Многокомпонентные анализаторы, которые сегодня использует Министерство охраны природы, умеют определять только базовые компоненты: метан, углекислый газ и серу. Необходимо, чтобы приборы показывали и бензапирен, – говорит заведующий кафедры. – Все специалисты обвиняют в росте количества заболеваний экологию, но никто не указывает конкретного виновника. А он известен – это автотранспорт». * Статистический сборник «Транспорт в Республике Саха (Якутия)» Гаврил СЕМЕНОВ. |
Категория: Автомобиль и дороги | Просмотров: 782 | |
Всего комментариев: 0 | |