Большая борьба за пассажиров - Транспорт и дороги - Главные новости - Каталог файлов - Копирайтер
Работа для журналистов
Публикация статей
Главная » Файлы » Главные новости » Транспорт и дороги

Большая борьба за пассажиров
20.05.2017, 15:41

  ЭКСКЛЮЗИВ  

В 2016 году автобусные вокзалы Псковской области при продаже билетов на междугородные рейсы и рейсы внутри региона стали взимать с пассажиров автовокзальный сбор – плату в размере от 20 до 30 рублей в дополнение к стоимости проезда. Прокуратура региона заинтересовалась законностью введения такого сбора, свою проверку осуществило территориальное управление Роспотребнадзора, затем Псковское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело по признакам нарушения Государственным предприятием Псковской области «Псковавтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с пассажиров автовокзального сбора и введении платы за дополнительные услуги.


Прошел год – сбор и ныне взимается автовокзалами. Как идет борьба за сбор и его отмену сторонами правового спора – в специальном репортаже Татьяны Красновской.

Пассажиры хотят отказаться от навязанного сбора Мнение пассажиров

Автовокзальный сбор начали взимать с пассажиров в кассах автовокзалов, расположенных на территории Псковской области, с 20 февраля 2016 года. При этом, при приобретении билета через сеть Интернет (электронный билет) автовокзальный сбор не взимается. Многие жители области, особенно те, кто совершает регулярные рейсы в пределах региона (важно уточнить, что пассажиры пригородных рейсов сбор не оплачивают) и далее, возмутились новым сбором. Кто-то из них все-таки обратился в Роспотребнадзор, сотрудники которого оперативно, в апреле 2016 года, провели выездную внеплановую проверку автовокзалов, результатом чего стала фиксация взимания с пассажиров автотранспортного сбора (в размере 30 рублей) и сбора за бронирование билетов (в размере 10 рублей). Последнее публичное сообщение от пассажиров о том, что автотранспортный сбор им навязывают при покупке билета, датировано 19 мая 2017 года. Т.е. за год ничего так и не изменилось. «Почему пассажир должен участвовать в решении проблем автовокзала?», - задается вопросом заявивший о сборе пассажир Михаил Булысов, который в это же время не видит ничего противоестественного во взимании дополнительной палаты за бронирование билетов. Впрочем, ответ на его вопрос сугубо экономический. 

Навязывать услуги пассажирам нельзя Мнение Роспотребнадзора

Спустя год, в феврале 2017-го, специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области (Роспотребнадзор) посчитали незаконным автовокзальный сбор при приобретении билетов на автовокзалах «Псковавтотранса». По мнению представителей Роспотребнадзора, согласно пункту 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг), в данном случае речь о приобретении услуги по перевозке пассажира, обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), таких как пользование услугами автовокзала (предоставление автовокзалом пассажиру мест в зале ожидания, санитарно-гигиенических услуг и других), если пассажир в них не нуждается. «Условие договора перевозки пассажира, предусматривающее обязательное приобретение услуги автовокзала при приобретении услуги проезда по договору перевозки, ущемляет права потребителей, поскольку потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения услуги автовокзала», - пояснили юристы Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что они имеют право обратиться в «Псковавтотранс» с требованием вернуть незаконно удержанный автовокзальный сбор при приобретении билетов на автовокзале. «В случае неудовлетворения вашего требования в добровольном порядке вы имеете право обратиться в суд с требованием о понуждении «Псковавтотранса» к его выполнению. В соответствии со статьей 89 ГПК РФ, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав», - сообщает ведомство.

Вокзалы нужно развивать и содержать Мнение владельца вокзалов

Закон не запрещает автовокзалам оказывать платные услуги, а поступления от «автовокзального сбора» идут на улучшение качества обслуживания, считает генеральный директор ГППО «Псковавтотранс» Александр Питиримов.

Начиная с 2000 года, в Псковской области отмечается существенное снижение перевозок пассажиров автобусным транспортом по территории региона.

Уменьшение пассажиропотока привело к необходимости оптимизировать работу автовокзалов, вплоть до закрытия нерентабельных. Ситуация стала катастрофической для существования самого «Псковатотранса» и его руководство нашло выход во введении платных услуг для пассажиров, с посильной оплатой на уровне их себестоимости, и вносящих удобство в пользование автовокзалами.

К платным услугам автовокзалов относятся заказ билета по телефону, бронирование билетов, хранение багажа и/или ручной клади в камере хранения, выдача письменной справки о стоимости проезда, распечатка билета, приобретенного через Интернет, объявление по громкоговорящей связи через систему оповещения, зарядка сотового телефона, пользование туалетами. Плата находится в пределах от 10 до 70 рублей.

Если продолжить говорить о коммерческой составляющей работы автовокзалов, то представители «Псковатотранса» заявляют, что затраты предприятия на реализацию билетов не покрываются вознаграждением, получаемым от перевозчиков (по договоренности с конкретным перевозчиком, по 10-18% от стоимости билета), поскольку услуга по продаже билетов пассажирам не регулируется договорами с Государственным предприятием Псковской области «Псковпассажиравтотранс» и частными перевозчиками.

Так как в соответствии с пунктом 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112, пассажир имеет право при наличии билета пользоваться залами ожидания и туалетами, размещенными в здании автовокзала, то, по мнению предприятия, плата за данные услуги должна входить в сумму билета.

Александр Питиримов

«Основной, профильный вид деятельности предприятия «Псковавтотранс» и автовокзалов - транспортное обслуживание населения, то есть, предоставление пассажирам автовокзальных услуг. Потребителями лишь части автовокзальных услуг являются перевозчики - в том случае, если услуги оказываются водителям или в отношении транспортных средств. Например, предоставление водителям комнаты отдыха, их медицинское обслуживание, долговременная стоянка автобусов между рейсами. Львиную долю автовокзальных услуг потребляют пассажиры. Парадоксальность ситуации сложилась в последние два с половиной десятилетия - профильный вид деятельности предприятия на протяжении многих лет осуществлялся на безвозмездной основе. Перевозчики оплачивают автовокзалам только те услуги, которые получают сами, а за услуги, оказываемые автовокзалами пассажирам, никто не платил. «Псковавтотранс» выполняет определенную социальную функцию - обеспечивает работу автостанций во всех районах области. Выполнение социальной функции не может осуществляться в отрыве от экономики», - сообщил журналистам Александр Питиримов.

За последние 25 лет в Псковской области было закрыто 13 из 36 автостанций. Многие из сохранившихся автостанций пришли в упадок. Однако уже в 2016 году открылись два транспортно-пересадочных узла - в Плюссе и в Идрице. В Плюссе автостанция не работала с 2014 года, в Идрице - с конца 80-х. В ближайшей перспективе новых транспортно-пересадочных узлов будет открыто еще 5: в Сущево, Кунье, Невеле, Пыталово и Пустошке. В 2017 году завершится ремонт Псковского автовокзала. Ожидается, что в 2017-2018 годах начнется строительство новых зданий существующих станций, вместо ветхих, построенных в 50-60-х годах: в Бежаницах, Старом Изборске, Красногородске и Стругах Красных. Ввести в действие два новых здания удалось, в том числе, в результате установления платы за автовокзальные услуги.

Как поясняют специалисты предприятия, введенный «автовокзальный сбор» является аналогом взимаемого повсеместно в гражданской авиации аэропортового сбора, то есть платежом за оказание объектами транспортной инфраструктуры определенных, классифицированных услуг. Автовокзальный сбор, величина которого не превышает себестоимости услуг, установлен только на тех видах перевозок, тарифы на которые не регулируются государством. В «Псковавтотрансе» отмечают, что себестоимость услуг автовокзалов не учитывается даже при расчете регулируемого тарифа, не говоря уже о тарифе коммерчески рентабельных перевозок, который устанавливается каждым перевозчиком самостоятельно, исходя лишь из рыночной конъюнктуры. Такие тарифы у разных перевозчиков, работающих на одном и том же маршруте, зачастую различаются на десятки и сотни рублей, что справедливо не вызывает никаких возражений: государство в большинстве случаев не вмешивается в политику ценообразования междугородных, межрегиональных и международных перевозок. Поэтому тарифы перевозчиков на маршруте Пушкинские Горы – Санкт-Петербург различаются на 50 рублей, а на маршруте Псков – Тарту – на 180. При этом величина автовокзального сбора на межрегиональных и международных маршрутах не превышает 30 рублей, а на междугородных маршрутах, не выходящих за пределы региона, составляет и вовсе 20 рублей (в среднем 3-4 процента от суммы билета). На социально-значимых маршрутах, тарифы на которых устанавливаются органами исполнительной власти (применительно к Псковской области – на всех маршрутах пригородного сообщения) «автовокзальный сбор» не применяется.

Анастасия Алексеева

По мнению заместителя генерального директора - начальника управления автовокзалами ГППО «Псковавтотранс» Анастасии Алексеевой, проблема заключается в отсутствии законодательного регулирования деятельности автовокзалов. «Автовокзалы, при том, что они выполняют существенную социально-значимую функцию, не получают поддержки ни от федеральных, ни от региональных властей, для них не существует программ модернизации и развития, как для аэропортов. А развиваться надо. В Псковской области, в отличие от других регионов, удалось сохранить в государственной собственности сеть автовокзалов. Это очень важно для самих пассажиров, которые могут прийти на автовокзал, приобрести билет, и быть уверенными, что автобус прибудет на их останову во время, и они смогут на нем уехать», - высказала мнение г-жа Алексеева.

Александр Питиримов рассказал также, что в настоящее время Министерство транспорта РФ разрабатывает проект федерального закона об обязательных платных услугах автовокзалов. Законопроект Минтранса предусматривает наделение министерства полномочиями по утверждению перечня обязательных платных услуг, оказываемых пассажирам и перевозчикам на автовокзалах и автостанциях. Представители Псковской области включены в группу разработчиков законопроекта, поскольку с февраля 2016 года нарабатывают практику применения. За основу взята система, действующая в гражданской авиации.

Монополист использует доминирующее положение Мнение УФАС

«Псковавтотранс» является единственным владельцем автовокзалов (автостанций, автопавильонов) на территории Псковской области и занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов. Изучив ситуацию, в Псковском управлении Федеральной антимонопольной службы пришли к выводу, что действия «Псковавтотранса» по введению автовокзального сбора (и, кроме того, сбора за бронирование билетов  - прим. авт.) противоречат пункту 21 Правил перевозки пассажиров и нарушают требования антимонопольного законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.


Согласно п. 21 Правил перевозки пассажиров

«Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:

в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства, - для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;

в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) - для других остановочных пунктов».


В региональном УФАС уверены, что «пассажир за пользование автовокзалом платит дважды: перевозчику – в стоимости билета за проезд и «Псковавтотрансу» - автовокзальный сбор».

Ольга Милонаец

«Когда мы начали этим заниматься, сразу же предложили «Псковавтотрансу» добровольно отказаться от этого сбора, но предприятие проигнорировало данное предложение», - сообщила руководитель УФАС по Псковской области Ольга Милонаец. По её словам, предприятие объясняло эти сборы тем, что деньги идут на содержание автовокзала, туалетных комнат, на создание сайта, на электронный магазин. Как подчеркнула Ольга Милонаец, согласно Постановлению Правительства РФ, это и так входит в стоимость билета. «Если «Псковавтотранс» желает как-то развиваться, то все это он должен делать со своей прибыли, пересмотреть свои расходы, закупки, где-то сэкономить. Просто так брать деньги с нас, жителей Псковской области, нельзя. Это незаконно», - убеждена руководитель ведомства.

2 марта 2017 года Арбитражный суд Псковской области признал законными решение и предписание Псковского УФАС России от 3 октября 2016 года по делу № 20/10/16-ТР в отношении ГП ПО «Псковавтотранс», которым предписывалось «отменить приказ от 19.02.20106 № 22-16 в части введения автовокзального сбора и сбора за бронирование билетов; отменить взимание автовокзального сбора и сбора за бронирование билетов с нарушением антимонопольного законодательства».

Автовокзальные сборы не предусмотрены законодательством Мнение суда

Арбитражный суд Псковской области согласился с позицией Псковского УФАС в том,  что, являясь монополистом на рынке услуг автовокзалов Псковской области, «Псковавтотранс» злоупотребляет своим доминирующим положением, автовокзальные сборы не предусмотрены действующим законодательством и ущемляют интересы неопределенного круга лиц – пассажиров.

Также Арбитражный суд Псковской области поддержал правовую позицию и действия Управления Роспортебнадзора по Псковской области, в котором считают, что «автовокзальный сбор» нарушает права потребителей и не должен быть навязанной услугой.

В «Псковавтотрансе» не согласилось с вынесенными актами и обжаловали их в судебных инстанциях, продолжая брать сборы в размере 20-30 рублей с каждого проданного билета на межмуниципальных и междугородных, включая международные, рейсах.

 «Мы намерены довести дело до победного конца и отменить незаконные сборы. Вне зависимости от результата судебных разбирательств суть дела не меняется: деньги у граждан взимаются незаконно, при этом предприятием-монополистом нарушены права граждан», - прокомментировала свои действия руководитель управления О.Милонаец.

«В суде мы будем отстаивать интересы – и свои, и, прежде всего, – пассажиров. Потребителю ведь важна не бесплатность, а получение качественной услуги за адекватную цену», - заключил г-н А. Питиримов.

Так и протекает борьба во имя пассажиров с обеих сторон. Но всё же, безусловно, любой сбор, даже во имя благой цели, необходимо прежде всего вводить законно.

Татьяна Красновская

Добавлено: С 1 июля 2017 года ГППО «Псковавтотранс» прекратил взимать плату автовокзальный сбор при приобретении билетов. Об сообщает Роспотребнадзор по Псковской области.

Категория: Транспорт и дороги | Добавил: Редактор | Теги: автовокзальный сбор, УФАС по Псковской области, Пскоавтотранс
Просмотров: 726 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Главные новости

Пчеловоды Катковы
01.08.2017
Псковская область
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "Копирайтер", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
По вопросам сотрудничества обращайтесь: greatinquisitor@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "Аквила"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 

Наименования СМИ: РИА "Аквила" и 
Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "Аквила"" - тождественны.
Премия Национальной Медицинской Палаты за вклад в развитие российского здравоохранения и повышение уважения к медицинским работникам -2016

Победа на всероссйском конкурсе для СМИ "Спортивные регионы - спортивная Россия" - 2016


!