Главная » Файлы » Главные новости » Сельское хозяйство |
25.06.2017, 12:51 | |
Проект Разные судьбы – Родина одна Реальные истории о жизни современных сельских семей в Псковской области.
Истина познаётся в сравнении. И чем полярнее точки сравнения, тем объёмнее и глубже видится картина. Поэтому сегодня путь наш лежит к исконному и неожиданному источнику характеров. Готовы? Тогда в дорогу. Самое исконное, коренное в каждой земле находится на селе. А самое коренное на селе – хутора, те места, где влияние внешнего мира минимально. Только там формируются характеры, которые определяют как соль земли. Первая остановка – дальний хутор близ деревни Беляевка Пыталовского района. Добраться до таких мест не просто, да и ехали мы (я с женой) совсем не туда. Навигатор здесь бесполезен, на карте нарисовано то, чего нет, и спросить не у кого. В результате, проплутав четыре часа, трижды задумавшись – а не приехали ли мы случайно уже в Латвию (граница недалеко), и в итоге засадив свой УАЗ по брюхо на безопасном, на первый взгляд, лугу, встали вынужденным лагерем. Всеобщее уныние довершал резко темнеющий небосклон, дело шло к ночи. Вдали лаяла собака, значит – там люди, жильё, может быть, даже трактор! Значит, нам туда дорога … Так и попали мы на хутор к семье Александры Озолиной. Поначалу были опасения, как воспримут люди, живущие в таком отдалении, внезапный, уже почти ночной, визит двоих нежданных гостей из леса? Уже на подходе мы были арестованы сторожевым псом Амуром, который просто лёг перед нами и уже никуда не пускал, а после высвобождены прибежавшими детьми – Лизой и Игорем. Так втроём нас и провели в центр хутора – главный дом, к бабушке Саше. Вечерний расспрос занял две фразы – «Застряли?» «Застряли …» «Ну и идите спать, утром посмотрим, кто, что и зачем». Нашлось два места, и подушки, и одеяла … и один глубокий сон на нас двоих. Утро началось с сюрпризов – завтрак на столе, наш УАЗ во дворе. Даже не стал выяснять, как так вышло, тем более выяснять было не у кого. Люди на хуторе заняты, снуют туда-сюда, чем вызывают у нас ощущение бесполезности. От помощи все вежливо отказываются – вдруг чего испортим, поговорить с нами тоже недосуг. Всеми работами распоряжается бабушка Саша – женщина крепкая, жилистая, с сильным низким голосом. Увидев нас, она на минутку отвлекается – «Выспались, сони? Ну, отдыхайте, вечером поговорим …» - и снова в дела. И вот он – вечер. Кстати, вечер по хуторскому времени наступает примерно в 16:00. Вся семья собирается в зале у стола, и мы двое на почётном месте. Рассказываем, что мы журналисты, собираем материал о семьях псковщины. Все поворачиваются к бабушке Саше, и после небольшой паузы начинается рассказ. Рассказ, длинною в жизнь. Все предки Александры – псковские, жили в разных районах (частая миграция вполне нормальна для нашего региона – раньше жили там, где есть работа), а её родители завели себе дом в Гдовском районе. Представления у родителей Саши были советские – они с детства поощряли дочь не только за традиционно женскую работу в доме, но и за тягу к знаниям, что отразилось на успеваемости - Саша была отличницей в классе. Шло время, в итоге Александра закончила один из ленинградских вузов, вышла замуж за обрусевшего латыша Павла Озолина. Нужно было решать жилищный вопрос и финансовый – как и на что жить, потому что жить с родителями молодые не хотели. Дальние родственники мужа Озолиньши предложили поселиться на их хуторе в Пыталовском районе, так как они сами решили переехать в Латвию. Так и оказались молодые супруги на хуторе. Опыт сельской жизни у них был. Но реализовать его в полной мере помешали сначала распад СССР, потом начавшаяся и всё разрастающаяся разруха на селе. Появившиеся дети тоже не улучшили материального достатка семьи. Надо сказать, что Павел старался создать крепкое хозяйство, зарабатывать, где можно, и где нельзя. Он даже попытался использовать сложившуюся в начале 90-х ситуацию в стране и на границе, и принял участие в создании «спиртопровода» в сопредельную Латвию, но в итоге жизнь его сломала. Как-то раз он уехал к родственникам за границу и больше не вернулся. Осталась Александра одна с хозяйством и тремя детьми. Помощи ждать было не от кого, родителей Александры к тому времени уже не стало, да и горевать-вздыхать было некогда. И та ответственность, и нагрузка, что сломала одного супруга, укрепила другого. Александра Озолина не просто заняла место главы семьи, она им стала. От неё, и только от неё стали зависеть жизни детей, состояние хозяйства, здоровье скотины, и бюджет, бюджет, бюджет … Говорят, что с таким справится лишь человек с сильным характером – так вот, только характера не хватит. Необходим талант, истинный талант стратегического планирования и глубочайшая любовь к своей семье – своей малой Родине. Только истинно любящий человек сможет так воспитать и направить своих детей, чтобы они не только получили профессии, нужные семье, но и любили их. И заведя свои семьи, привели своих супругов под сень их одной большой общей семьи, на их родном хуторе. Поначалу было тяжело, но с каждым годом ежедневный труд откликался все большим результатом, выросли дети, пошли внуки. Хозяйство укрепилось и разрослось. И для всех обитателей хутора Александра Озолина – уже не только глава семьи, опытный и умелый хозяин, воспитатель и судья поступков. Она – сам символ семьи, символ малой Родины, из множества которых складывается наша Родина большая. Мы слушали рассказ бабушки Саши, и думали – в чём её секрет воспитания детей? Почему они так её любят, почему слушаются во всём, почему не пошли своей дорогой, личной и профессиональной? Тогда это было непонятно, лишь позже, просмотрев наши заметки, стал ясен один секрет её характера. Бабушка Саша никогда не заставляла что-то делать по-своему. Убеждала, рассказывала, приводили примеры – но не заставляла силой или угрозой. Поэтому дети, а потом и внуки, находили у неё защиту и спокойствие, тянулись к ней, поэтому же и вернулись на хутор со своими новыми семьями. Не было от неё страха, а была уверенность, та самая уверенность в завтрашнем дне, которая многого стоит. Мы остались с семьёй Озолиных ещё на одну ночь и расстались с ними утром друзьями. На дорогу нас нагрузили творогом, мёдом и солёными грибами, провожали нас кроме бабушки Саши её двое сыновей, дочь, невестки, зять, восемь внуков и пёс Амур. Но увозили мы не только разную снедь и новый материал для статьи, но и чувство уверенности в завтрашнем дне. Потому что, пока жива бабушка Саша – жива основа нашего народа, и есть на кого опереться, если станет туго. Остался только один вопрос, ответ на который я не знаю до сих пор – как Озолины достали мой засевший УАЗ, если трактора в хозяйстве у них нет … видимо, в жизни есть ещё место для чуда. Но если пыталовский хутор можно назвать источником самого исконного уклада сельской жизни, то наша вторая остановка – поселение близ пгт Новосокольники – может привести в изумление обывателя не только псковщины, но и территорий окрест. И история, ожидавшая нас там, тоже крайне необычна. Но обо всём по порядку. Чем можно удивить грибника, вышедшего из псковского леса? Обилием грибов на опушке? Красивым видом? Вряд ли. А выйдя из леса недалеко от Новосокольников, можно попасть в самый настоящий африканский посёлок. Тебя окружат дети солнечного континента, при этом говорящие на чистейшем русском языке. И это не результат Олимпиады-80 или какой-нибудь дружбы народов – поселение состоит из настоящих руандийцев. Оно существует и развивается благодаря одной скромной женщине - Эпифани Хамениимана. Её псковская история началась в 1998-м, тогда у нее ничего не было. Не было работы, не было денег. Но была мирная тишина и шестеро детей, спасённых из ада гражданской войны в Руанде. Муж остался там, сгинул в пламени межплеменных войн, и она сама чудом сумела спастись с детьми. Россия приняла беженцев, но дальше уже всё пришлось делать самой. Сначала помогало образование зоотехника. Эпифани удалось получить грант на создание куриной фермы. Но жизнь, как назло, снова заставила пройти испытание - хозяйство, поросят, козочек, пятьсот кур, как-то ночью подожгли. Всё пришлось начинать снова. А снова начинать проще сообща – с этой идеей вокруг неё и стало образовываться руандийское землячество на псковской земле. Каждый нашёл дело – огород, торговлю, выращивание экзотического для северо-запада батата. И так, неожиданно для себя, Эпифани стала ядром сообщества людей, нашедших новый дом для себя и своих детей. А ведь, казалось бы – ничем особенным она и не занимается. Ведёт хозяйство, воспитывает детей. Вместе с земляками из Руанды Эпифани создала благотворительное общество «Счастливое детство». Его задачи — помогать русским детям из малообеспеченных семей. И её пример, особенно в воспитании детей, стал определяющим в развитии маленького посёлка русских руандийцев. В чём особенность такого воспитания? Прежде всего, в том, что для детей Россия – Родина, а русский язык – родной. Сохраняя свои, африканские традиции, Эпифани прививает своим детям любовь к псковской земле. И, как результат, пятеро ее детей, отучившись в школе в Новосокольниках, закончили вузы в Питере, и вернулись назад, создав уже свои семьи. Две поездки, два места на карте, две женщины, перетерпевшие много невзгод в жизни, две такие разные судьбы … и одно общее – внутренняя сила, которая не дала сломаться, превратила их в центр притяжения, вокруг которого выстраивается семья, община – то первичное, из чего вырастает народ. Эти женщины и есть Родина, ведь Родина – это не место, это люди.
Автор и исполнитель проекта «Разные судьбы – Родина одна» Сацыперов Фёдор Игоревич, главный редактор сетевого издания «Копирайтер» Фото из личных архивов героев публикаций, фото автора. | |
Просмотров: 1811 | Загрузок: 0 | |
Главные новости | |||
Всего комментариев: 0 | |