Главная » Файлы » Главные новости » Наука и образование |
18.06.2018, 18:09 | ||||||
Главная цель для всего человечества на ближайшие 50 лет - нахождение новых сравнительно дешевых видов энергоресурсов, которые заменят иссякающие горючие углеводороды (нефть, уголь, газ). Эксперты предсказывают наступление эры водорода, но … … главное - то, что сокрыто после союза «но» - в материале Ф.И. Сацыперова. Toyota Mirai на водородной заправке
От перекиси до наших дней В последние два столетия человечество активно использует водород и его свойства в промышленности и в быту. Развитие идет большими темпами. Перекись водорода и её дезинфицирующие свойства были открыты в 1818 году. В 1937 году из-за утечки водорода (из находящихся на борту баллонов) и его дальнейшего возгорания потерпел крушение дирижабль «Гинденбург», это событие прервало развитие дирижаблестроения, но не дальнейшее использование водорода. В 1953 году было успешно испытано первое промышленное устройство термоядерного синтеза - водородная бомба.
При этом, чтобы не произошло подмены понятий, и в голове осталось понимание происходящего, нужно четко отделять атомную энергетику (пусть даже её и называют атомно-водородной, но именно она производит всё от атомных батареек до термоядерных реакторов) и популистские высказывания о «водородной эре», в которой водород будет получаться из воды в домашних условиях, а присоединенные к такой установке двигатели станут почти вечными. Так как водород имеет высокую энергоемкость (39,45 кВт-час/кг), в 3–5 раз превышающую аналогичный показатель для бензина (13,36 кВт-час/кг) и нефти (9,5 кВт-час/кг), то следующим шагом стала разработка идеи повсеместного применения двигателей, как использующих водородную топливную смесь (КПД водородно-воздушной смести – 60 – 85% против 40-45% у современных дизельных двигателей внутреннего сгорания), так и отдельные батареи из водородных топливных элементов. Расширяется и область применения источников питания на водороде: от элементов транспортной сети (в двигательных установках автомобилей, поездов, воздушных и морских судов: прогнозируется, что к 2040 году 7-10% всех легковых автомобилей будут ездить на водородном топливе, в США и Европе для свыше 9000 выпущенных легковых авто уже функционируют водородные заправочные станции; в Японии к 2020 году должно быть около 40 тыс. легковых автомобилей и автобусов на топливных батареях, использующих водород) до батареек для искусственного сердца или кардиостимуляторов. Мирный атом от «грязных» урановых технологий стремится перейти к «чистому» термоядерному синтезу. Тем временем, топливные элементы, выпускаемые во многих странах, совсем скоро сформируют конкурентный рынок. Сторонники идеи наступления «эры водорода» строят свои предсказания на двух допущениях. Первое: водород легко добывать из окружающей среды (в том числе из воды или как производную промышленных процессов – синтез-газ, образующийся при конверсии метана, парциального окисления метана, плазменной газификации отходов и сырья, газификации угля). Второе: повсеместное использование водородных энергетических носителей (с помощью создания межотраслевой инфраструктуры, обеспечивающей широкомасштабное использование водорода) снизит их стоимость при более высокой энергетической эффективности, чем у современных топлив. Но в себестоимости водорода на сегодняшний день более 70 % приходится на затраты электроэнергии, которую нужно использовать, чтобы произвести водород, и, как следствие, водородные топлива пока уступают в конечной стоимости традиционным. Стоимость водородного топлива составляет около 9 евро за кг. Поэтому о повсеместном использовании данных энергоносителей говорить еще рано. Хотя, например, Opel Zafira с силовой установкой на водородных топливных элементах мощностью 94 кВт в условиях эксплуатации в крупных городах потребляет 1,83 кг водорода на Но есть ряд технических проблем, которые пока не позволяют перейти к массовому производству автомобилей на водородном топливе. Это невозможность эксплуатации при отрицательных температурах окружающей среды (зимой), быстрый износ аккумуляторных водородных батарей (заряжаемая хотя бы один раз в сутки батарея прослужит 3-5 лет) и высокая (около 3000 евро) стоимость их замены, так как сами батареи содержат драгоценные металлы, например, платину. Тема безопасности при эксплуатации водородных топливных элементов также остается открытой и пока еще недостаточно изученной. Что происходит в России? После отказа от сооружения собственного водородомобиля на основе гибридной модели «Лада» (он был очень тяжелым, как и все подобные современные автомобили, в которых только двигатель весит около О прототипе компактного атомного источника питания всерьез заговорили в 2015 году, хотя первые идеи озвучивались еще в 70-х годах прошлого столетия. Весной 2018 года специалисты ВНИИНМ предложили использование в качестве источника энергии радиоактивного изотопа водорода – трития, который позволит новой батарейке работать до 15 лет. Компактный и бесперебойный источник энергии, практически независящий от внешних условий, будет востребован и может сформировать достаточно широкий спрос, как в космической, так и в других отраслях науки и техники. По словам директора отделения АО «ВНИИНМ» Алексея Лизунова этот источник необходим предприятиям Роскосмоса в тех ответственных узлах, где требуется обеспечение стабильного бесперебойного электроснабжения в течение многих лет. Создать опытный образец планируется в 2019 году. Сегодня в России перспективы развития водородной энергетики оценивают следующим образом.
Топливные элементы на основе водорода привлекают сегодня большое внимание исследователей, разработчиков, промышленности и инвесторов. Однако в настоящее время их высокая стоимость, порядка 104 долларов за киловатт, в значительной степени сдерживает этот процесс. Для массового применения ТЭ в автотранспорте их стоимость должна быть снижена до 50–100 долларов за киловатт. Но специалисты атомной отрасли России, видят будущее страны не в скором производстве новых типов батареек и водородомобилей, а в масштабной ядерной энергетике, которую также можно назвать водородной.
На шаг ближе к термоядерному синтезу Пока во Франции строится международный экспериментальный термоядерный реактор ITER, а в Китае - термоядерные реакторы EAST (Experimental Advanced Superconducting Tokamak) и CFETR (Chinese Fusion Engineering Test Reactor), в Институте ядерной физики им Г.И. Будкера (ИЯФ) СО РАН ведутся работы по конструированию нового поколения установок для работы с плазмой (уже достигнуты рекордные показатели по нагреву плазмы до температуры в 10 млн оС.), которые позволят подготовить проект чистого термоядерного реактора. «Температура плазмы в 10 миллионов градусов - это ключевой параметр, который определяет качество реактора. Надеемся повысить температуру плазмы во вновь созданном реакторе в два или в три раза. На таком уровне мы сможем использовать установку как нейтронный драйвер для энергетического реактора. На основе нашей модели могут создаваться безнейтронные реакторы на тритии-дейтерии. Другими словами, созданные нами установки позволят создавать безнейтронное топливо», — пояснил заместитель директора ИЯФ СО РАН по научной работе Александр Бондарь. По мнению ученых ИЯФ СО РАН, подобное устройство может стать реальностью в ближайшие 20 лет. Термоядерный синтез. Схема
Работы идут параллельно и в других НИИ. В Курчатовском институте ведется модернизация экспериментальной термоядерной установки Токамак Т-15. В июле Но самым эффективным способом обеспечения страны энергией, предложенным советскими учеными еще в 1980-х годах, является использование для термоядерного синтеза абсолютно нерадиоактивного изотопа «гелий-3», одна тонна которого дает столько же энергии, сколько и 14 млн тонн нефти. «Гелия-3» на Земле практически нет, зато огромные его запасы имеются на Луне. Там Россия и собирается (в столетней перспективе и даже раньше) построить шахту и добывать «гелий-3». Один рейс российского космического корабля «Прогресс» обеспечит всю Россию «гелием-3» на целый год.
Атомная экономика Экономку гелиевой энергетики просчитать сейчас не представляется возможным. Зато можно утверждать, что водородные топливные элементы (аккумуляторы, генераторы энергии) при массовом производстве очень скоро, в ближайшей (50 лет) перспективе при массовом производстве полностью вытеснят своих алкалиновых, литий-ионных, бензиновых и прочих предшественников. Выход на рынок будет происходить примерно так же, как произошло замещение ламп накаливания светодиодными лампами. Конечная стоимость атомных источников питания будет сопоставима с аккумуляторными батареями сегодня – на уровне 200 евро за батарею, которая прослужит около 5 лет. При развитии масштабной атомной энергетики стоимость потребляемой электроэнергии можно будет существенно снизить, что приведет к росту промышленных производств. Но есть вероятность, что более перспективная гелиевая энергетика разовьется раньше срока, назначенного ей экспертами отрасли, а водородная энергетика (о которой говорят давно, но так и не приступили к её повсеместному внедрению), будет похоронена наступающим прогрессом. Сацыперов Фёдор Игоревич
| ||||||
Просмотров: 1727 | Загрузок: 0 | |
Главные новости | |||
Всего комментариев: 0 | |