Ученые определили способы борьбы с пальмовым мотыльком – вредителем, завезенным в Сочи в 2014 году - Наука и образование - Главные новости - Каталог файлов - Копирайтер
Главная » Файлы » Главные новости » Наука и образование

20.12.2020, 13:23

/ Русское информационное агентство «Агентство практической журналистики «АКВИЛА»»/

В течение полугода ученые Субтропического научного центра РАН проводили эксперимент на модельных пальмах по оценке трех основных существующих в мировой практике методов борьбы с пальмовым мотыльком. Наиболее эффективным оказалась пропитка стволов смесью химических препаратов, но и два других – внутристволовые инъекции и пропитка стволов биологическим препаратом тоже признаны результативными. В дальнейшем все пальмы Сочи, пораженные вредителем, сведут в единый реестр, и будет разработана программа их сохранения, сообщили в Минобрнауки.

Пальмовый мотылек (он же – пальмовая огневка, пальмовый бурильщик, уругвайская огневка) – это новый, распространившийся в результате деятельности человека вид насекомых, угрожающий биологическому многообразию России. Впервые он был обнаружен в 2014 году на привезенных из Италии в Сочи китайских веерных пальмах. Сегодня очаги распространения охватывают весь Адлерский и Хостинский районы, местами встречаются в Центральном и Лазаревском районах курорта.

Защита пальм от стволовых пальмовых вредителей (в число которых входит как пальмовый мотылек, так и красный пальмовый долгоносик) может проводиться различными методами: механическими, биологическими, химическими или биотехническими. Эффективны также и карантинные меры.

В рамках эксперимента учеными Субтропического научного центра РАН были выбраны три наиболее распространенных приема защиты – пропитка стволов специальным раствором химического препарата, внутристволовые инъекции, пропитка стволов биологическим препаратом на основе энтомопатогенных нематод. Последний метод борьбы с пальмовым мотыльком является наиболее экологически безопасным. Каждым приемом обрабатывали по 50 пальм. В качестве контрольной группы были выбраны также 50 пальм. Их никакой обработке не подвергали.

«Оценка эффективности защитных мероприятий велась по степени повреждения листьев текущего года, а также по степени развития личинок вредителя внутри стволов (на модельных пальмах). Эксперимент показал, что наиболее эффективной оказалась пропитка стволов баковой смесью химических препаратов. Биологическая эффективность данного метода составила 78%. На втором и третьем месте – внутристволовое инъектирование (68%) и обработка энтомопатогенными нематодами (60%), соответственно. Важно понимать, что большая часть выявленных поврежденных листьев относится к весеннему периоду роста. То есть эти листья на момент начала эксперимента уже были заложены внутри ствола пальмы и могли быть повреждены до начала эксперимента, находясь в зачаточном состоянии. Если мы говорим о листьях второй волны роста, то они повреждены лишь у единичных пальм. Таким образом, все изученные приемы надежно защитили пальмы от заселения вредителем в текущем году», – рассказала руководитель проекта, главный научный сотрудник отдела защиты растений ФИЦ СНЦ РАН, доктор биологических наук Наталья Карпун.

Следует отметить, что эффективная защита пальм, которые являются визитной карточкой Сочи, возможна только при соблюдении периодичности и кратности обработок. В течение года пальмы нужно обработать от четырех до пяти раз, то есть раз в полтора-два месяца. Стоимость защиты одной пальмы в течение года составляет от 1750 до 5000 рублей в год (для пальм с высотой ствола до 4 м). Для высоких пальм стоимость обработки будет несколько выше.

По результатам эксперимента было принято решение о сведении в единый реестр пальм, произрастающих на муниципальных территориях в г. Сочи и требующих проведения защитных мероприятий, для подготовки обоснования финансирования Программы их сохранения. Материалы будут доложены на Экологическом совете при главе г. Сочи, направлены в администрацию Краснодарского края и в муниципальные и региональные законодательные органы власти для учета при планировании финансирования на защиту пальм в 2021-2025 гг.

Категория: Наука и образование | Добавил: Редактор