«Скованные ЖКХ» - ЖКХ - Главные новости - Каталог файлов - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » Файлы » Главные новости » ЖКХ

«Скованные ЖКХ»
01.02.2018, 16:22

/ РИА "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"", Псковская область, Анастасия Царёва/


Псковской области нужна новая реформа жилищно-коммунального хозяйства

Почему качество услуг в ЖКХ и их объемы все падают, а аппетиты у управляющих компаний всё больше? Откуда у жильцов берутся долги почти в полмиллиона рублей? Почему деньги на капремонты закончились? И что нужно делать?

Ответы - в авторском расследовании Анастасии Царёвой.


Какие проблемы?

Система управления многоквартирными домами в Псковской области работает не эффективно. Ресурсы во многих домах потребляются без точного учета и контроля – там, где общедомовые счетчики до сих пор не установлены, работы по улучшению качества жилья (ремонты инженерных сетей, организация сбережения тепла) – не проводятся, планы капитальных ремонтов выстроены не эффективно. А самое главное – граждане де-факто не могут влиять на работу управляющих компаний, так как последние если и не аффилированы с властью напрямую, то сами существенно зависят от неё, и именно поэтому все основные интересы УО при их споре с гражданами поддержат все институты местной власти. И так будет до тех пор, пока граждане, измученные беспочвенными отказами и откровенным игнорированием их интересов со стороны власть имущих не дойдут до президента страны. По другому на псковщине уже и не работают.

 

Обращение от жителей дома №29 по улице 25 Октября в городе Острове к Президенту РФ власти региона назвали «одним из самых острых»: с 2011 года квартиросъемщики пытаются добиться то капремонта дома, то признания дома аварийным, но пока безуспешно.

 

В нескольких домах на Сиреневом бульваре в Пскове до сих пор действует открытая система горячего водоснабжения. Внутридомовые трубы давно прогнили, и последние 15 лет подряд в квартиры псковичей поступает грязная вода. Но власти, зная о проблеме, действовать не спешили, а когда в Роспотребнадзоре подтвердили, что горячая вода в распределительной системе не соответствует гигиеническим требованиями санитарных правил и норм, то чиновники предложили сделать капитальный ремонт с переобустройством системы отопления и горячего водоснабжения до 2029 года. Ждать еще 12 лет жильцы не стали, и только когда их история попала в информационное поле, генеральный директор Фонда капремонта Псковской области Сергей Макарченко заявил, что для домов №№ 3, 7 и 9 по Сиреневому бульвару в следующем году запланировано изготовление проектно-сметной документации, а в 2019 году - сами работы по замене системы водоснабжения. Как сообщают СМИ, в октябре стало известно, что работы по одному пятиэтажному дому - № 11, сдвинутся с мертвой точки уже в следующем году: систему водоснабжения планируют отремонтировать почти за 5,9 миллиона рублей. Кто профинансирует эти работы – не уточняется. А это значит, что деньги, возможно, будут безвозвратно взяты у добросовестных плательщиков, проживающих в других домах.

 

Следующий пример о том, как управляющая компания (ООО «Микрорайон № 6») не следит за вверенным ей имуществом. Активисты общественной организации «Управа в ЖКХ» обнаружили, что подрядная организация «покрасила» фасад дома №38 по Октябрьскому проспекту в Пскове (в рамках работ по капремонту) только со стороны дороги, на дворовую часть фасада якобы не хватило денег. «То ли смета была изначально неверно посчитана, то ли строители сил не рассчитали. В общем, фасад до сих пор [с лета 2016 года! – прим. авт.] не сдан и когда это будет - неизвестно», - отметили общественники. На сайте reformagkh.ru в данном доме и вовсе числится ремонт подвала на 2,8 млн рублей по плану и произведенный на 96 тыс. руб. – фактически; составление проектной документации на 1,1 млн рублей по плану, выполненное на 298 тыс. руб. фактически. При этом в общей графе расходов на капремонт этого дома значится, что израсходовано 7,18 млн рублей! А объяснений, на что потрачены деньги, нет – так работает непрозрачное ЖКХ.

 

На сайте губернатора Псковской области было размещено следующее обращение, с конкретными претензиями к управляющей компании. «Огромная просьба помочь разобраться в нашей проблеме! В городе Великие Луки управляющая компания кормит завтраками. Уже на протяжении 6 месяцев пытаемся добиться покраски окон в подъездах, замены почтовых ящиков (т.к. ящики в непригодном состоянии, и почта на полу), ремонта стен на первых этажах, устранения в стенах протечек (на стенах появляется грибок от сырости)», – пишет великолучанка, проживающая в доме № 44 по проспекту Гагарина. По её словам «директору управляющей компании «Центральное» Ларисе Богдановой был предоставлен список. Были просьбы о помощи, но в ответ нет ничего! Лариса Дмитриевна пообещала нам в марте месяце установить почтовые ящики, но уже июнь. Хочется, чтоб начали работать, а не сидеть в кабинетах и пить чай, не прятаться от людей, которые приходят на приём!».

 

И таких примеров – сотни на весь регион.

 

Еще хуже обстоят дела с системными работами. Во исполнение федерального законодательства об энергосбережении – ФЗ № 261, многоквартирные дома еще в 2012 году должны были быть оборудованы общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов – тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии. По состоянию на май 2017 года,  по данным Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике, счетчики так и не установлены: тепла – в 1111 домах, электрической энергии  - в 6560 домах, холодной воды – в 1934 домах, горячей воды – в 511 домах (подавляющее большинство которых находится в районных центрах региона, за исключением Великих Лук и Пскова). Без этих приборов экономия ресурсов и их точный учет невозможны. 

Право – знать!

Информация о работе управляющих компаний от заинтересованных граждан – собственников жилья и нанимателей, тщательно скрывается. Речь идет о сокрытии обязательной к распространению информации, содержащейся в документах: актах осмотра, дефектных ведомостях, сметах расходов, договорах подряда, наряд-заданиях на проведение ремонтных работ, актах о выполненных работах (оказанных услугах) и т.д. Без этой информации невозможен контроль работы управляющей компании со стороны заинтересованных граждан. Официальные отчеты УО обычно не полны, а информация, размещаемая УО на сайте reformagkh.ru, часто вообще не отражает действительности и никак не формирует достоверную картину об управлении многоквартирными домами.

 

Например, великолукская УО «Центральное» на сайте reformagkh.ru не указывает сколько средств начислено к уплате собственниками жилья и нанимателями за содержание дома, текущий ремонт, управление домом. В доме 59 корпус 2 по пр. Ленина начислено к оплате за 2016 год 1 004 904 руб., но за что должны платить граждане – не уточняется. Потому что, если такого рода данные раскрывать, то вполне может получиться также интересно, как в отчете псковской управляющей компании «Новый мир», а именно: за содержание дома № 1 г. по ул. Достовалова за 2016 год начислено 799 771 руб., за текущий ремонт – 0 руб., за услуги управления – 651 657 руб.

 

Т.е. в регионе распространена практика, когда половину или треть средств граждан управляющая компания забирает себе за управление домом, но в чем выражается это управление - понять невозможно. В жизни тоже не понятно на что расходуются средства граждан, если видимых изменений не происходит: ветхие окна и двери не меняют, кровлю не чинят, энергосберегающие системы освещения не ставят, косметический ремонт не производят.

 

Подобное поведение управляющих компаний побуждает собственников жилья обращаться в суды.

 

Не согласный с отсутствием информации великолучанин Алексей Чернышев выиграл у УО «Жилсервис» иск об обязании предоставления ему информации о деятельности УО. При этом суд взыскал с ответчика в счет компенсации морального вреда, нанесенного истцу, в пользу истца 400 рублей. Данный пример подтверждает, что де-факто получить нужную информацию от УО практически невозможно. И даже выигранный суд не гарантирует получения запрошенной информации в полном объеме. Этим обстоятельством активно пользуются и управляющие компании.

ЖКХ идет в … долг!

Тем временем, долги жителей региона за жилищно-коммунальные услуги по подсчетам УО растут, списки должников пополняются. Уже не редкость долги в 350, 400 и даже 500 тысяч рублей. А долги в размере около 100 тыс. руб. встречаются повсеместно. УО, аппелируя к ими же произведенным расчетам, заявляют, что именно такие социально безответственные граждане тормозят реформы. На сам же деле, эти люди просто не хотят неосновательно обогащать руководящих сферой ЖКХ в Псковской области. И их мнение, лишенное иного проявления, чем неплатежи, тоже нужно учитывать.

 

При этом называемые управляющими компаниями «астрономические» суммы задолженностей граждан часто не соответствуют действительности: долги у жильцов действительно есть, но реальные долги не превышают 120-150 тысяч рублей. Всё, что выше этой суммы – это, как правило, необоснованные начисления УО и пени. В это же время люди, которые по закону имеют право на получение социальной субсидии на оплату услуг ЖКХ, часто не могут её оформить из-за сильно забюрократизированной процедуры сбора документов. А граждане, которые считают, что им предоставляют некачественные услуги, и желают отстаивать свои права на качественные жилищно-коммунальные услуги, должны обладать юридическим образованием и свободным временем, чтобы иметь возможность судиться с УО, как это делает г-н Чернышев. УО, в свою очередь, активно использует право обратиться в суд за судебным приказом, по которому долги граждан списываются практически в бесспорном порядке (мало кто осведомлен о процедуре отмены судебного приказа).

 

Противоречит интересам граждан и действующая в регионе система оплаты коммунальных услуг по единой квитанции. Если граждане не считают нужным платить за какую-либо одну некачественную услугу и не платят за нее, то недоплата за эту услугу будет распределена и по тем поставщикам ресурсов, к которым у гражданина претензий нет.

 

В Псковской области сложилась такая система управления, при которой граждане лишены не только возможности получать информацию об управлении их домами, но и право на выражение собственного мнения, как участников договора по управлению многоквартирным домом. Фактически собственникам оставлено лишь одно право – платить.

 

Поэтому граждане и голосуют единственным доступным им инструментом – рублем, не оплачивая некачественные услуги, прекрасно понимая, что отобрать у нищего вообще уже нечего.

 

Реформа ЖКХ в Псковской области зашла в тупик. Это подтвердил Сергей Макарченко, сообщив, что на капремонт псковских домов до 2020 года понадобится более 15 млрд рублей (такую же сумму составляет госдолг региона на сегодняшний день – прим. авт.) при планируемой собираемости менее 1 млрд. Он пояснил, что из-за недофинансирования (у Фонда не хватает денег даже на печать квитанций на оплату взносов – прим. авт.) программа капремонта 2015-2017 годов не выполнена. Чтобы выполнить программу до 2020 года, нужны будут средства в размере 15 млрд 376 млн рублей. Недостающие 14 млрд рублей по закону должны быть выделены из областного бюджета, но этих средств там нет, сообщил гендиректор Фонда.

Госзаказ – не для нас

Такой эффективный метод сокращения излишних трат при проведении работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов, как закупка по открытому конкурсу необходимых товаров и услуг управляющими компаниями региона практически не используется. Ну, или используется не так, как того требует логика. Например, великолукская УО МП «Радист» объявила конкурс на закупку  2000 метел (по 36 рублей 76 коп. за штуку на общую сумму 73 тыс. 340 рублей). Но разве так должны выглядеть госзакупки для нужд собственников жилья? Впрочем, другие лоты (если не считать закупку «распределения платежей по видам услуг» на 499 тыс. руб. (от каждой из ряда аффилированных с властью УО), приобретаемую у ЕРКЦ г. Великие Луки) найти на торговых площадках системы госзакупок не удалось.

Некомпетентные или вредители?

Ни то и ни другое – все запутавшиеся, несмотря на то, что все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о некомпетентном управлении либо … об умышленном разбазаривании вверенных в управление фондов и средств на их содержание. Хотя вероятно и то и другое, но реально - третье: в отсутствии действующих инструментов контроля за деятельностью управляющих компаний и поставщиков ресурсов, эффективное ЖКХ невозможно.

 

Прохождение процедур обязательного лицензирования деятельности управляющих компаний ситуации не изменило. А готовящиеся изменения в федеральное законодательство могут еще больше усугубить ситуацию. Министерство строительства и ЖКХ разработало законопроект, который вводит типовую форму единого платежного документа и подразумевает прямую оплату услуг собственниками жилья – поставщикам ресурсов (т.е. без управляющих компаний и единых рассчетно-кассовых центров).

 

«По нашим оценкам, порядка 30% управляющих компаний могут уйти с рынка, и мы это оцениваем скорее положительно, потому что это как раз те управляющие компании, которые зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами, собранными с населения, с потребителей, которые должны были, как в футболе, в одно касание идти напрямую ресурсоснабжающим организациям», - отметил министр строительства РФ Михаил Мень.

 

Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ, юрист, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты России не разделяет оптимизма министра: «Население, пусть с задержками в условиях кризиса, но все равно платит. В данном случае мы можем получить некоторые минусы, о которых не говорится. Когда перейдут на прямые расчеты, монополисты, по сути, останутся совершенно без надзора и контроля с точки зрения качества поставки услуг и приборов учета. То есть потребитель будет совершенно отрешен от процесса поставки и количества поставленного ресурса и будет платить по всем счетам, которые выставит это лобби жилищно-коммунальных монополистов».

Эксперты связывают появление законопроекта с борьбой жилищно-коммунальных монополистов — поставщиков ресурсов — за рынок потребителя. Они считают, что, выйдя напрямую на потребителей, улучшат свои финансовые показатели. Есть риск, что это действительно произойдет, но за счет граждан и граждане опять ничего не выиграют от этого.

Выход на сегодня – в исполнении законов о жилищно-коммунальном хозяйстве «как есть». Потому что пока закон не исполняется, система и не работает.

Категория: ЖКХ | Добавил: Редактор
Просмотров: 1772 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Главные новости

Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!