Повышение качества жилищно-коммунальных услуг: просто исполни закон! - ЖКХ - Главные новости - Каталог файлов - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » Файлы » Главные новости » ЖКХ

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг: просто исполни закон!
20.12.2016, 10:16

 ЭКСКЛЮЗИВ 

Чем ниже класс энергоэффективности дома, тем больше оплата услуг ЖКХ

Каждый год в декабре внезапно настаёт зима … и все сразу вспоминают о качестве отопления, горячего водоснабжения и степени утеплённости домов, а заодно о росте платы за коммунальные услуги.

Модернизация идёт

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ было предписано до декабря 2012 года обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства и до ноября 2012 года принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

О том, что сделано для потребителей коммунальных услуг рассказал и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Агапов. По его словам, приоритетным направлением развития теплоэнергетического хозяйства региона является уход от дорогостоящих дальнепривозных видов топлива (мазута и угля) за счет строительства котельных на местном виде топлива и природном газе.

В период с 2010 года по настоящее время построено 8 котельных на местных видах топлива и 6 газовых, отремонтировано и реконструировано 25 котельных; закуплено 166 котлов, работающих на торфе, щепе, дровах. За счет средств инвестора АО «Газпром теплоэнерго» в рамках соглашения с Администрацией области построено 17 газовых блочно-модульных котельных. По итогам реализации указанных мероприятий в Псковской области остались 2 «мазутных» района: Опочецкий и Пушкиногорский. Произошло значительное снижение потребления угля. Количество потребляемого мазута за период 2010-2015 гг. снизилось на 62% (с 20 до 7,5 тыс. тонн), угля – на 41% (с 54 до 31,5 тыс. тонн).

Таким образом, за счет привлечения инвестиций, парк котельных в области прошёл существенную модернизацию. Мероприятия по переводу котельных на местные виды топлива и природный газ позволили снизить затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства на закупку топлива на 208 млн. рублей, а экономию денежных средств направить на обновление основных производственных фондов и сдерживать тарифы на отопление для населения.

Это сложное слово - энергосбережение

Дальше дело, вроде бы, за малым – не топить улицу. На это, в том числе, направлен Федеральный закон от № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …», предусматривающий конкретные мероприятия, улучшающие жилищно-коммунальное обслуживание населения.

Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергии на получение одного и того же результата, в случае с ЖКХ – освещения и обогрева. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие затраты на коммунальные услуги, для страны - экономию ресурсов, для экологии - ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, для энергокомпаний - снижение рискованных затрат на дорогое строительство в условиях роста потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).

В Псковской области к мероприятиям, реализуемым в рамках исполнения 261-ФЗ и направленным на повышение энергетической эффективности домов, относятся: установка общедомовых и индивидуальных счетчиков коммунальных ресурсов, ремонт изоляции теплообменников и трубопроводов с применением энергоэффективных материалов, промывка трубопроводов и стояков системы отопления, установка линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления, замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы, заделка, утепление и уплотнение дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей, установка дверей и заслонок в проемах чердачных и подвальных помещений, заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах.

Итогом работы, направленной на энергосбережение, и реализуемой с 2009 года, должны были стать: экономия электрической и тепловой энергии, воды, а средством – тотальный учёт и контроль потреблённых ресурсов, и мероприятия по сокращению их утечек.

Энергетическая эффективность жилых зданий – и есть единственная комплексная качественная оценка работы всего жилищно-коммунального хозяйства. Именно на повышение в конечном итоге энергетической эффективности зданий и направлены все мероприятия.

Что получилось на самом деле

Если в настоящее время почти все домохозяйства региона оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (на 99,5 %), и даже некоторыми, но далеко не всеми, управляющими компаниями проводятся работы по заделке швов и монтажу оборудования для автоматического освещения помещений в местах общего пользования, то установка общедомовых приборов учета тепла и воды, горячей и холодной, идет с существенным отставанием.

Как сообщил А.Агапов, «Потребность в оснащении многоквартирных домов общедомовыми приборами учета составляет: тепловой энергии – 2569 ед. (или 58%), холодной воды – 3402 ед. (или 55%), горячей воды – 1288 ед. (или 47%), электроэнергии – 5469 ед. (или 61%)».

Эти данные несколько отличаются в сторону уменьшения от итогов опроса населения региона сотрудниками Псковстата, но в целом подтверждают общую тенденцию. Факт расхождения оценок между населением и властью подтверждает мнение, что население недостаточно осведомлено о проводимой в регионе политике по повышению энергоэффективности.

Из-за того, что общедомовые счетчики коммунальных ресурсов устанавливаются медленно, с трехлетним превышением сроков их установки, расходы на общие нужды приходится оплачивать по завышенным нормативам. Лампы накаливания постоянно перегорают и не меняются – а люди платят за несуществующий свет (так как платят по нормативу, а не по фактическому потреблению), даже в лифтах работает по одной лампочке с мощностью, сравнимой с тлением спички.

Освещение в лифте настолько слабо, что люди подписывают маркерами свой этаж и светят экранами мобильных телефонов. Город Великие Луки, проспект Гагарина дом 15/2, 3 подъезд 

Отопление же на лестнице жарит только тогда, когда на улице плюсовая температура, и сбегает куда-то, когда оно так нужно при холодах.

Возникает ситуация, в которой собственники и наниматели жилья, вынуждены переплачивать за потребляемые коммунальные ресурсы только потому, что власти не смогли, или не захотели, создать условия для повышения энергетической эффективности в домах.

При этом власти склонны винить в сложившейся ситуации простых людей. По мнению А.Агапова, «не оснащение в установленные законом № 261-ФЗ сроки многоквартирных домов Псковской области общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов связано, в первую очередь, с неисполнением своих обязательств собственниками помещений в многоквартирных домах». С ним согласен глава Администрации города Пскова Игорь Калашников: «Причиной не оснащения в установленные федеральным законом сроки МКД приборами учета заключается в том, что муниципальные предприятия заключают контракты на монтаж узлов учета за счет собственных средств. Единовременно установить приборы учета во всех МКД города Пскова не представляется возможным в связи с несвоевременной оплатой населением оказанных услуг по монтажу узлов учета в МКД». Власти города Великие Луки и вовсе самоустранились от комментариев на неудобную для них тему.

Игра в классы

Для контроля за системой обеспечения энергоэффективности зданий, в том числе в многоквартирных домах, в соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона № 261-ФЗ были разработаны и приняты Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (в первой версии – 8 апреля 2011 года, во второй версии - 6 июня 2016 года, отменяющей первую).

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется исходя из значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме. Фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.

На основании Постановления Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий класс энергетической эффективности может быть установлен по результатам энергетического обследования, инициированного собственниками объекта. На основании ст. 11 закона 261 – ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий.

«В каждом доме будет размещена информация с фактическим и нормативным/базовым потреблением, анализируя которую жильцы могут принимать решение об изменении класса энергоэффективности своего дома и как следствие, уменьшить стоимость содержания общедомового имущества, - прокомментировал новые Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов заместитель главы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. – Отдельное внимание на класс энергоэффективности стоит обратить при проведении капитального ремонта дома - если у дома класс ниже категории «В», стоит заложить мероприятия по повышению энергоэффективности». 

Региональные и местные власти Псковской области не осведомлены об изменении в законодательстве и поэтому ответы на вопросы они дали, ссылаясь на недействующие Правила 2011 года

И.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства А.Агапов отчитался о присвоении классов (ответ дан в системе 2011 года):

«В Псковской области насчитывается 6044 многоквартирных дома (без учета домов блокированной застройки, которых насчитывается 11653 ед.). Энергетические обследования проведены в отношении 229 многоквартирных домов.

В Псковской области класс энергетической эффективности D имеет 71 многоквартирный дом, класс С – 73 дома, класс В – 43 дома, класс В+ имеют 9 домов».

Как видно, обследованы всего 3,8% из существующих домов, такими темпами лет через 20-30 всё обследуется …

Утепляться и экономить энергоресурсы можно и без всяких классов. Так, может быть, псковские чиновники решили руководствоваться самим смыслом законодательства или, хотя бы, житейским здравым смыслом?

Но - нет, на практике оказалось, что законодательство о повышении энергетической эффективности, имеющее очевидную цель, все понимают по-разному - кому как выгодно понимать.

Кто во что горазд

Львиная доля затрат ЖКХ в холодное время года приходится на оплату отопления. В соответствии со ст. 12 закона 261-ФЗ, в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования. Для это необходимо создать ту самую техническую возможность … но не тут-то было!

Общедомовые счетчики тепла, приобретаемые подконтрольными муниципальным властям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, иногда по заоблачным ценам (500-700 тысяч рублей за один теплосчетчик, в лизинг, как это произошло в Великих Луках, вместо 200 тысяч за простой счетчик и 300 тысяч за счетчик с возможностью регулирования потребления в доме тепла) оказываются самыми простыми. Они не имеют технической возможности регулировать тепло внутри дома, когда тепла поставляют больше, чем нужно для отопления. А значит, столь простые теплосчетчики вообще не влияют, и не могут влиять из-за своих конструкционных особенностей, на экономию энергетических ресурсов в доме и бесполезны в таком виде для энергосбережения.

Вслед за ресурсоснабжающими компаниями, поучаствовал в борьбе со здравым смыслом и оператор капремонта.  Как сообщил А. Агапов: «капитальные ремонты общего имущества с использованием энергоэффективных технологий не проводились».

Его слова подтвердил и руководитель регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (ФКР) Сергей Макарченко: «Энергоэффективные капитальные ремонты общего имущества в многоквартирных домах Псковской области не проводились. Решение о проведении энергоэффективного капитального ремонта принимают собственники, которые также принимают решение об увеличении взносов на эти цели. Энергетическое обследование не входит в компетенцию регионального оператора».

На самом деле, как  пояснили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, «Если дому еще не присвоен класс энергоэффективности, собственники домов или управляющая организация должны обратиться в органы государственного жилищного надзора своего региона (жилинспекции), и предоставить декларацию с показаниями приборов учета на начало и конец года. После чего жилинспекция примет решение о соответствующем классе энергоэффективности дома. Новостройкам класс энергетической эффективности должен присваиваться в обязательном порядке вместе со сдачей в эксплуатацию».

«Энергетическое обследование многоквартирного дома требует привлечения дополнительных денежных средств собственников помещений данного дома. В соответствии с действующим законодательством решение о проведении энергетического обследования многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений» - заявил Игорь Калашников. По его словам, в городе Пскове, в 2009-2016 годах, собственниками помещений в многоквартирных домах такие решения не принимались. Только И. Калашников предпочёл забыть, что в новых домах, и в домах, где проведен капитальный ремонт, присвоение класса энергетической эффективности обязательно по закону и осуществляется органами строительного и жилищного надзора региона без привлечения на эти работы средств граждан (собственников и нанимателей жилья).

При этом И. Калашников приводит данные, противоречащие информации Агапова и Макарченко: «После проведенных капитальных ремонтов, проведенных в период с 2011 года по 2016 год, энергоэффективность многоквартирных домов увеличилась. Например, по следующим адресам: пер. О. Зобова, д.11 – капитальный ремонт системы отопления, ул. Шелгунова, д. 9/2 – капитальный ремонт фасада и утепление торцевых стен».

Вроде бы, выполнение в домах работ, повышающих энергетическую эффективность, есть, но без проведения замеров фактически потребляемого тепла и других энергоресурсов говорить о повышении энергоэффективности нельзя:  вдруг в это же время в доме были сняты все двери, и сохраняемое после утепления фасада тепло вылетело через пустые проемы на улицу? Чтобы не возникало подобных двояких и абсурдных ситуаций (и толкований) и должен проводиться после капитального ремонта дома энергетический контроль, который зафиксирует фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.

Поэтому отговорки властей о необходимости дополнительных «больших» платежей граждан за проверку энергетической эффективности их домов нужно считать не просто несостоятельными, но и заведомо искажающими смысл законодательства и намеренно вводящими в заблуждение и дезориентирующими людей.  

В результате, манипулирование смыслом закона 261-ФЗ приводит к неисполнению Указа Президента, Постановления Правительства и самого Федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности многоквартирных домов в регионе.

Отвечая на вопрос журналиста «Какие есть способы измерить после проведенного капитального ремонта в доме улучшение его энергетической эффективности, повышение уровня энергосбережения?» С. Макарченко сообщил:

«Энергетическая эффективность многоквартирного дома зависит от количества потребленной энергии». То есть, самый энергоэффективный дом – тот, который отключили от отопления и электричества.

Узаконенная безответственность

По факту, в Псковской области энергетическая эффективность домов в должном объёме не измеряется. Следовательно, невозможно проконтролировать работу системы ЖКХ и власти, что создаёт большую «серую» зону возможностей для манипулирования тарифами и сборами с населения.

И опять во всем виноваты простые люди, но не чиновники и должностные лица компаний жилищно-коммунального комплекса. Как сообщил А. Агапов, несмотря на то, что несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, является правонарушением по двум статьям Кодекса РФ об Административных правонарушениях, в Псковской области ресурсоснабжающие организации и управляющие компании к ответственности за это не привлекались.

Зато, принимая государственную программу Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение на 2014-2020 годы» псковские политики обезопасили себя, внеся в программу «ожидаемые» риски, по которым программа исполнена не будет.

В частности, институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Государственной программы на региональном уровне; организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении; финансовые риски, которые связаны с финансированием Государственной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников; непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Псковской области.

В том числе и поэтому, привлечь к ответственности за неисполнение закона о повышении энергоэффективности – некого. Сейчас можно наблюдать, как «риски» сбываются.

Просто исполни закон

Говоря о сложности межведомственного взаимодействия Валерий Петров, исполнительный директор ОАО «Псковские коммунальные системы», член Совета по энергосбережению Псковской области, отмечает: «В настоящее время Псковская область имеет сформировавшуюся структуру администрирования энергетических ресурсов. Ручной сбор данных на многих этапах, отсутствие взаимодействия различных участников процесса, отсутствие единого автоматизированного диспетчерского центра по сбору и обработке данных снижает эффективность процесса энергомониторинга, как основного инструмента выявления потенциала для энергосбережения и собственно энергоменеджмента».

С ним согласен и С. Макарченко. По его словам,  «Повышение качества жилищно-коммунальных услуг в Псковской области возможно с помощью объединения усилий всех заинтересованных в этом сторон: региональных и муниципальных властей, регионального оператора, управляющих организаций, собственников».

Только в таком взаимодействии больше всего заинтересованы сами люди, оплачивающие кроме потребляемых энергоресурсов и работу тех самых чиновников, которые друг с другом договориться не могут. И если у различных руководителей не получается прийти к единому пониманию цели своей работы, то, возможно, необходим всего один человек, избранный всенародно, который скажет чиновнику – просто исполни закон.

Сацыперова Ёжина

В статье использована информация, предоставленная РИА «Аквила» - информационное агентство «Агентство практической журналистики «Аквила»» 

Исходная фотография - belive.ru, собственные фотоматериалы

Инфографика: © сетевое издание «Копирайтер»

Категория: ЖКХ | Добавил: Редактор | Теги: Псковская область, энергоэффективность, тепло, ЖКХ, счётчики, отопление, котельные
Просмотров: 1360 | Загрузок: 0 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Главные новости

Всего комментариев: 10
avatar
1
Зима только на календаре, на улице зимы по сути нет. А в квитанции за отопление сумма такая как будто на Северном Полюсе живу и Дедом Морозом работаю. И ведь не проверишь же - счётчика-то на тепло нет, так что плати что напишут.
avatar
2
Отлично видно, как всё энергосбережение по улице по улице идёт. Там везде травка зимой зелёная и лужицы стоят.
avatar
3
Картинка лифта просто убиться. В дополнение на лестнице лампочки все выкручены, две стекла в окнах с дырами для лучшего тепла, из подвала испарения постоянно такие что туман стоит. А ещё они ЛИФТ ОТКЛЮЧАЮТ НА НОЧЬ!!! Вот это энергосбережение по-великолукски.
avatar
4
А почему если УО дом плохо утепляет и содержит, то нам платить больше придётся, а не этой самой УО? УО свои деньги всё равно получит даже ничего не делая, а рублём нас за них накажут, где справедливость?
avatar
5
Особо порадовали /«ожидаемые» риски, по которым программа исполнена не будет/ а именно /организационные риски, связанные с ошибками управления/ это шедевр.
avatar
6
Про энергоэффективность никакую не слышали, сами с соседями свой дом утепляем, окна заклеили, лампочки заменили, и у нас тепло и светло. А вы можете дальше сидеть, ждать когда вам всё дядя сделает и жаловаться хоть кому. Кто сам не делает тот бездельник и у того ничего не будет.
avatar
7
Анониму нумер 6

Никто не жалуется, но предлагать самому всё делать и платить при этом управляющей компании по её квитанции за то, что сделал по факту ты сам может только тупица или работник управляющей компании
avatar
8
Тут важно, что система НЕ работает иначе, чем в ручном режиме.
То есть, то ли придумали плохо, то ли исполнители бестолковые, то ли её исполнение просто саботируют.
Все три варианта плохие, но последний хуже всего.
avatar
9
Окошки в подвал из-за вашей эффективности заделали, теперь все испарения на лестницу идут. Из квартиры не выйти воняет какой-то гадостью, рамы на лестнице отсырели, разбухли и начали грибком покрываться. Зачем такая эффективность нужна, если хуже делают?
avatar
10
А поселить руководителя комитета на лестнице пожит месяц, может сразу бы и лампочки заменили, и щели заткнули, и вентиляцию наладили бы? И чтобы за все общедомовые нужды всего дома он сам бы заплатил за этот месяц. Только мечты это, такие в наших домах не живут, у ни коттеджи свои и о наших проблемах они даже не подозревают.
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 

Наименования СМИ: РИА "Аквила", РИА "АКВИЛА" и 
Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"", а также Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "Аквила"" - тождественны.


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!