Главная » Файлы » Главные новости » ЖКХ |
20.12.2016, 10:16 | ||
ЭКСКЛЮЗИВ Чем ниже класс энергоэффективности дома, тем больше оплата услуг ЖКХ Каждый год в декабре внезапно настаёт зима … и все сразу вспоминают о качестве отопления, горячего водоснабжения и степени утеплённости домов, а заодно о росте платы за коммунальные услуги. Модернизация идёт Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ было предписано до декабря 2012 года обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства и до ноября 2012 года принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. О том, что сделано для потребителей коммунальных услуг рассказал и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Агапов. По его словам, приоритетным направлением развития теплоэнергетического хозяйства региона является уход от дорогостоящих дальнепривозных видов топлива (мазута и угля) за счет строительства котельных на местном виде топлива и природном газе. В период с 2010 года по настоящее время построено 8 котельных на местных видах топлива и 6 газовых, отремонтировано и реконструировано 25 котельных; закуплено 166 котлов, работающих на торфе, щепе, дровах. За счет средств инвестора АО «Газпром теплоэнерго» в рамках соглашения с Администрацией области построено 17 газовых блочно-модульных котельных. По итогам реализации указанных мероприятий в Псковской области остались 2 «мазутных» района: Опочецкий и Пушкиногорский. Произошло значительное снижение потребления угля. Количество потребляемого мазута за период 2010-2015 гг. снизилось на 62% (с 20 до 7,5 тыс. тонн), угля – на 41% (с 54 до 31,5 тыс. тонн). Таким образом, за счет привлечения инвестиций, парк котельных в области прошёл существенную модернизацию. Мероприятия по переводу котельных на местные виды топлива и природный газ позволили снизить затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства на закупку топлива на 208 млн. рублей, а экономию денежных средств направить на обновление основных производственных фондов и сдерживать тарифы на отопление для населения. Это сложное слово - энергосбережение Дальше дело, вроде бы, за малым – не топить улицу. На это, в том числе, направлен Федеральный закон от № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …», предусматривающий конкретные мероприятия, улучшающие жилищно-коммунальное обслуживание населения. Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергии на получение одного и того же результата, в случае с ЖКХ – освещения и обогрева. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие затраты на коммунальные услуги, для страны - экономию ресурсов, для экологии - ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, для энергокомпаний - снижение рискованных затрат на дорогое строительство в условиях роста потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). В Псковской области к мероприятиям, реализуемым в рамках исполнения 261-ФЗ и направленным на повышение энергетической эффективности домов, относятся: установка общедомовых и индивидуальных счетчиков коммунальных ресурсов, ремонт изоляции теплообменников и трубопроводов с применением энергоэффективных материалов, промывка трубопроводов и стояков системы отопления, установка линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления, замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы, заделка, утепление и уплотнение дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей, установка дверей и заслонок в проемах чердачных и подвальных помещений, заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах. Итогом работы, направленной на энергосбережение, и реализуемой с 2009 года, должны были стать: экономия электрической и тепловой энергии, воды, а средством – тотальный учёт и контроль потреблённых ресурсов, и мероприятия по сокращению их утечек. Энергетическая эффективность жилых зданий – и есть единственная комплексная качественная оценка работы всего жилищно-коммунального хозяйства. Именно на повышение в конечном итоге энергетической эффективности зданий и направлены все мероприятия.
Что получилось на самом деле Если в настоящее время почти все домохозяйства региона оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (на 99,5 %), и даже некоторыми, но далеко не всеми, управляющими компаниями проводятся работы по заделке швов и монтажу оборудования для автоматического освещения помещений в местах общего пользования, то установка общедомовых приборов учета тепла и воды, горячей и холодной, идет с существенным отставанием. Как сообщил А.Агапов, «Потребность в оснащении многоквартирных домов общедомовыми приборами учета составляет: тепловой энергии – 2569 ед. (или 58%), холодной воды – 3402 ед. (или 55%), горячей воды – 1288 ед. (или 47%), электроэнергии – 5469 ед. (или 61%)». Эти данные несколько отличаются в сторону уменьшения от итогов опроса населения региона сотрудниками Псковстата, но в целом подтверждают общую тенденцию. Факт расхождения оценок между населением и властью подтверждает мнение, что население недостаточно осведомлено о проводимой в регионе политике по повышению энергоэффективности. Из-за того, что общедомовые счетчики коммунальных ресурсов устанавливаются медленно, с трехлетним превышением сроков их установки, расходы на общие нужды приходится оплачивать по завышенным нормативам. Лампы накаливания постоянно перегорают и не меняются – а люди платят за несуществующий свет (так как платят по нормативу, а не по фактическому потреблению), даже в лифтах работает по одной лампочке с мощностью, сравнимой с тлением спички. Освещение в лифте настолько слабо, что люди подписывают маркерами свой этаж и светят экранами мобильных телефонов. Город Великие Луки, проспект Гагарина дом 15/2, 3 подъезд Отопление же на лестнице жарит только тогда, когда на улице плюсовая температура, и сбегает куда-то, когда оно так нужно при холодах. Возникает ситуация, в которой собственники и наниматели жилья, вынуждены переплачивать за потребляемые коммунальные ресурсы только потому, что власти не смогли, или не захотели, создать условия для повышения энергетической эффективности в домах. При этом власти склонны винить в сложившейся ситуации простых людей. По мнению А.Агапова, «не оснащение в установленные законом № 261-ФЗ сроки многоквартирных домов Псковской области общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов связано, в первую очередь, с неисполнением своих обязательств собственниками помещений в многоквартирных домах». С ним согласен глава Администрации города Пскова Игорь Калашников: «Причиной не оснащения в установленные федеральным законом сроки МКД приборами учета заключается в том, что муниципальные предприятия заключают контракты на монтаж узлов учета за счет собственных средств. Единовременно установить приборы учета во всех МКД города Пскова не представляется возможным в связи с несвоевременной оплатой населением оказанных услуг по монтажу узлов учета в МКД». Власти города Великие Луки и вовсе самоустранились от комментариев на неудобную для них тему. Игра в классы Для контроля за системой обеспечения энергоэффективности зданий, в том числе в многоквартирных домах, в соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона № 261-ФЗ были разработаны и приняты Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (в первой версии – 8 апреля 2011 года, во второй версии - 6 июня 2016 года, отменяющей первую). Класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется исходя из значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме. Фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов. На основании Постановления Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий класс энергетической эффективности может быть установлен по результатам энергетического обследования, инициированного собственниками объекта. На основании ст. 11 закона 261 – ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий. «В каждом доме будет размещена информация с фактическим и нормативным/базовым потреблением, анализируя которую жильцы могут принимать решение об изменении класса энергоэффективности своего дома и как следствие, уменьшить стоимость содержания общедомового имущества, - прокомментировал новые Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов заместитель главы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. – Отдельное внимание на класс энергоэффективности стоит обратить при проведении капитального ремонта дома - если у дома класс ниже категории «В», стоит заложить мероприятия по повышению энергоэффективности». Региональные и местные власти Псковской области не осведомлены об изменении в законодательстве и поэтому ответы на вопросы они дали, ссылаясь на недействующие Правила 2011 года И.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства А.Агапов отчитался о присвоении классов (ответ дан в системе 2011 года): «В Псковской области насчитывается 6044 многоквартирных дома (без учета домов блокированной застройки, которых насчитывается 11653 ед.). Энергетические обследования проведены в отношении 229 многоквартирных домов. В Псковской области класс энергетической эффективности D имеет 71 многоквартирный дом, класс С – 73 дома, класс В – 43 дома, класс В+ имеют 9 домов». Как видно, обследованы всего 3,8% из существующих домов, такими темпами лет через 20-30 всё обследуется … Утепляться и экономить энергоресурсы можно и без всяких классов. Так, может быть, псковские чиновники решили руководствоваться самим смыслом законодательства или, хотя бы, житейским здравым смыслом? Но - нет, на практике оказалось, что законодательство о повышении энергетической эффективности, имеющее очевидную цель, все понимают по-разному - кому как выгодно понимать. Кто во что горазд Львиная доля затрат ЖКХ в холодное время года приходится на оплату отопления. В соответствии со ст. 12 закона 261-ФЗ, в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования. Для это необходимо создать ту самую техническую возможность … но не тут-то было! Общедомовые счетчики тепла, приобретаемые подконтрольными муниципальным властям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, иногда по заоблачным ценам (500-700 тысяч рублей за один теплосчетчик, в лизинг, как это произошло в Великих Луках, вместо 200 тысяч за простой счетчик и 300 тысяч за счетчик с возможностью регулирования потребления в доме тепла) оказываются самыми простыми. Они не имеют технической возможности регулировать тепло внутри дома, когда тепла поставляют больше, чем нужно для отопления. А значит, столь простые теплосчетчики вообще не влияют, и не могут влиять из-за своих конструкционных особенностей, на экономию энергетических ресурсов в доме и бесполезны в таком виде для энергосбережения. Вслед за ресурсоснабжающими компаниями, поучаствовал в борьбе со здравым смыслом и оператор капремонта. Как сообщил А. Агапов: «капитальные ремонты общего имущества с использованием энергоэффективных технологий не проводились». Его слова подтвердил и руководитель регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (ФКР) Сергей Макарченко: «Энергоэффективные капитальные ремонты общего имущества в многоквартирных домах Псковской области не проводились. Решение о проведении энергоэффективного капитального ремонта принимают собственники, которые также принимают решение об увеличении взносов на эти цели. Энергетическое обследование не входит в компетенцию регионального оператора». На самом деле, как пояснили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, «Если дому еще не присвоен класс энергоэффективности, собственники домов или управляющая организация должны обратиться в органы государственного жилищного надзора своего региона (жилинспекции), и предоставить декларацию с показаниями приборов учета на начало и конец года. После чего жилинспекция примет решение о соответствующем классе энергоэффективности дома. Новостройкам класс энергетической эффективности должен присваиваться в обязательном порядке вместе со сдачей в эксплуатацию». «Энергетическое обследование многоквартирного дома требует привлечения дополнительных денежных средств собственников помещений данного дома. В соответствии с действующим законодательством решение о проведении энергетического обследования многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений» - заявил Игорь Калашников. По его словам, в городе Пскове, в 2009-2016 годах, собственниками помещений в многоквартирных домах такие решения не принимались. Только И. Калашников предпочёл забыть, что в новых домах, и в домах, где проведен капитальный ремонт, присвоение класса энергетической эффективности обязательно по закону и осуществляется органами строительного и жилищного надзора региона без привлечения на эти работы средств граждан (собственников и нанимателей жилья). При этом И. Калашников приводит данные, противоречащие информации Агапова и Макарченко: «После проведенных капитальных ремонтов, проведенных в период с 2011 года по 2016 год, энергоэффективность многоквартирных домов увеличилась. Например, по следующим адресам: пер. О. Зобова, д.11 – капитальный ремонт системы отопления, ул. Шелгунова, д. 9/2 – капитальный ремонт фасада и утепление торцевых стен». Вроде бы, выполнение в домах работ, повышающих энергетическую эффективность, есть, но без проведения замеров фактически потребляемого тепла и других энергоресурсов говорить о повышении энергоэффективности нельзя: вдруг в это же время в доме были сняты все двери, и сохраняемое после утепления фасада тепло вылетело через пустые проемы на улицу? Чтобы не возникало подобных двояких и абсурдных ситуаций (и толкований) и должен проводиться после капитального ремонта дома энергетический контроль, который зафиксирует фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов. Поэтому отговорки властей о необходимости дополнительных «больших» платежей граждан за проверку энергетической эффективности их домов нужно считать не просто несостоятельными, но и заведомо искажающими смысл законодательства и намеренно вводящими в заблуждение и дезориентирующими людей. В результате, манипулирование смыслом закона 261-ФЗ приводит к неисполнению Указа Президента, Постановления Правительства и самого Федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности многоквартирных домов в регионе.
Узаконенная безответственность По факту, в Псковской области энергетическая эффективность домов в должном объёме не измеряется. Следовательно, невозможно проконтролировать работу системы ЖКХ и власти, что создаёт большую «серую» зону возможностей для манипулирования тарифами и сборами с населения. И опять во всем виноваты простые люди, но не чиновники и должностные лица компаний жилищно-коммунального комплекса. Как сообщил А. Агапов, несмотря на то, что несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, является правонарушением по двум статьям Кодекса РФ об Административных правонарушениях, в Псковской области ресурсоснабжающие организации и управляющие компании к ответственности за это не привлекались. Зато, принимая государственную программу Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение на 2014-2020 годы» псковские политики обезопасили себя, внеся в программу «ожидаемые» риски, по которым программа исполнена не будет. В частности, институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Государственной программы на региональном уровне; организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении; финансовые риски, которые связаны с финансированием Государственной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников; непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Псковской области. В том числе и поэтому, привлечь к ответственности за неисполнение закона о повышении энергоэффективности – некого. Сейчас можно наблюдать, как «риски» сбываются. Просто исполни закон Говоря о сложности межведомственного взаимодействия Валерий Петров, исполнительный директор ОАО «Псковские коммунальные системы», член Совета по энергосбережению Псковской области, отмечает: «В настоящее время Псковская область имеет сформировавшуюся структуру администрирования энергетических ресурсов. Ручной сбор данных на многих этапах, отсутствие взаимодействия различных участников процесса, отсутствие единого автоматизированного диспетчерского центра по сбору и обработке данных снижает эффективность процесса энергомониторинга, как основного инструмента выявления потенциала для энергосбережения и собственно энергоменеджмента». С ним согласен и С. Макарченко. По его словам, «Повышение качества жилищно-коммунальных услуг в Псковской области возможно с помощью объединения усилий всех заинтересованных в этом сторон: региональных и муниципальных властей, регионального оператора, управляющих организаций, собственников». Только в таком взаимодействии больше всего заинтересованы сами люди, оплачивающие кроме потребляемых энергоресурсов и работу тех самых чиновников, которые друг с другом договориться не могут. И если у различных руководителей не получается прийти к единому пониманию цели своей работы, то, возможно, необходим всего один человек, избранный всенародно, который скажет чиновнику – просто исполни закон. Сацыперова Ёжина В статье использована информация, предоставленная РИА «Аквила» - информационное агентство «Агентство практической журналистики «Аквила»» Исходная фотография - belive.ru, собственные фотоматериалы Инфографика: © сетевое издание «Копирайтер» | ||
Просмотров: 2728 | Загрузок: 0 | Комментарии: 10 | |
Главные новости | |||
Всего комментариев: 10 | |
| |