Главная » Файлы » Главные новости » Власть |
27.12.2016, 14:01 | |
Проблема расточительства и бесхозяйственного отношения к бюджетным деньгам приобрела настолько большую актуальность и размах в последнее время, что потребовала политической воли для своего решения. На одном из заседаний Счетной Палаты РФ, Президент РФ Владимир Путин, заметил: «Вопреки здравому смыслу и экономическим реалиям отдельные государственные и муниципальные структуры продолжают закупать товары по явно завышенной, неадекватной цене». Также Путин заявил о недопущении «разбазаривания» государственных ресурсов. Но не до всех доходит смысл сказанного, что, порой, порождает странное ощущение нереальности происходящего… В путь-дорогу Транспортная доступность отдалённых селений – одна из существенных проблем Псковской области. Администрация Псковской области решила облегчить работу главам сельских поселений, которым, после реорганизации территориального планирования в регионе и объединения волостей в районах, в результате которых площадь новообразованных территорий увеличилась, понадобился новый транспорт. Дело нужное. Но вместо внедорожников, например, Нива-Рысь или УАЗ-Хантер, на которых действительно можно добраться до деревни какого-нибудь совершенно обычного фермера, запрятанной в лесах в 15 – 20 км от ближайшей асфальтовой дороги, или до сожженной немцами в годы Великой Отечественной войны «Великолукской Хатыни», администрация приобретает … 48 Renault Daster. В лизинг, с выплатой до 2019 года 44 миллионов 297 тысяч рублей. На церемонии передачи машин главам сельских поселений, губернатор Псковской области Андрей Турчак заявил: «Для того, чтобы решение этих проблем было максимально мобильным и эффективным, мы передаем эти автомобили вам. Уверен, что, благодаря этим машинам, у вас в волостях не останется ни одного «медвежьего угла», и вы всегда вовремя придете на помощь». Его поддержала глава Новоржевской волости Новоржевского района Татьяна Евдокимова: «После преобразований площадь наших поселений выросла до 600–700 квадратных километров, 150–200 населенных пунктов в волости. Мы решаем десятки вопросов, руководители многих сельских поселений — женщины, поэтому хороший, крепкий автомобиль нам просто необходим». Вот только Рено Дастер и «крепкий автомобиль» - это совсем разные виды техники. Рено Дастер, при всём уважении к его румынским изобретателям и проектировщикам (да-да, его придумали в Румынии и для Румынии), прежде всего комфортный кроссовер, а не внедорожник. Кроме того, срок его полной амортизации администрация области определила всего в 5 лет. То есть 5 лет пройдет – и покупай новый. Все в Псковской области знают, что для сельских дорог нужен УАЗ, или, хотя бы, полноприводная Газель – именно таких марок кареты скорой помощи в регионе – другая техника по дорогам не проходит. Каждая из 48 машин обошлась бюджету в 922, 85 тысячи рублей, почти 923 тысячи. Покупая машины без лизинга, экономия могла составлять как минимум 250 тысяч рублей за каждую машину, всего - от 12 до 20 миллионов рублей (если покупать по 490 тысяч за машину у дилера завода-изготовителя). По условиям контракта, ежегодное техническое обслуживание машин, которые будут использовать действительно в медвежьих углах, например, в Куньинском и Усвятском районах, расположенных в 500 км по дорогам от столицы региона, нужно проходить в Пскове, на уполномоченной производителем машин сервисной станции. При этом само обслуживание обойдется в первый год использования автомобиля -8800 руб., во второй год - 12200 руб., в третий - 12800 руб. В случае поломки машины, её нужно будет также доставить в техцентр в Псков. Сколько может стоить доставка из «медвежьего угла», куда и заехать то трудно, можно только догадываться. Но речь идет о десятках тысяч рублей. При покупке любой машины российской разработки, будь-то ГАЗ, УАЗ или ВАЗ, проблему ремонта можно решить хоть в чистом поле. Дастеры в поле починить нельзя. А ломаться на дорогах, 70 % которых не соответствует нормативному состоянию, они будут часто. «Модель автомобиля выбиралась публично, в голосовании принимали участие сами главы сельских поселений. В итоге победил кроссовер Renault Duster», - сообщается на официальном портале администрации Псковской области. Этот подарок главам сельских поселений уже обернулся завышенными тратами для бюджета региона и еще обернется. А реализация закупки и вовсе противоречит действующему законодательству в части проведения государственных закупок. Во-первых, в конкурсной заявке были указаны технические характеристики именно Дастеров, вплоть до геометрических размеров. Вдобавок, были указаны отсекающие конкурентов требования, например, указана скорость автомобиля не менее 167 км/ч, видимо, чтобы можно было нарушать скоростной режим на дорогах и бездорожье. На 44 миллиона рублей можно было сделать больше полезного для жителей региона Во-вторых, был выбран лизинг, а не приобретение транспорта. Отвечая на вопрос «Почему при покупке автомобилей была выбрана лизинговая схема приобретения автотранспорта, существенно увеличивающая конечную стоимость легковых машин?» заместитель губернатора Максим Жаворонков пояснил: - В бюджете Псковской области расходы на приобретения такого количества автомобилей за полный расчет в 2016 году не предусмотрены. Надо заметить, что лизинг увеличивает стоимость автомобилей примерно на треть, то есть приобрести, например, при наличии денег товар частями бюджет не позволяет, а обслуживать долг в 30% стоимости – позволяет. Кстати, банковский кредит имеет процент ниже указанной лизинговой переплаты. Но «сравнение для обоснования цены покупки 48 автомобилей Renault Duster размера платы за пользование заемными средствами в виде лизинга (платы за финансовую аренду) и банковского кредита (платы за предоставление недостающих, для единовременного приобретения 48 автомобилей, средств в банке) не проводилось», сообщил М. Жаворонков. И, главное, с точки зрения Конституции, местное самоуправление, куда входят главы сельских поселений, не является подразделением органов государственной власти субъекта федерации - Псковской области. И передача финансов, в том числе «подарочных» Дастеров, из бюджета области в пользу муниципалитетов возможна лишь в рамках финансирования переданных полномочий или предметов совместного ведения. То есть, взять и потратить на муниципалитеты средства просто так, от «широкой души», законодательство возможностей не даёт. Ах, лизинг! Странное и постоянно действующее желание пользоваться при закупках лизинговыми схемами, взваливая дополнительную нагрузку на плательщика более 30% цены приобретаемого товара, наводит на мысли о некоем мазохистском удовольствии отвечающих за бюджет чиновников. Кроме того, показательна история с покупкой теплосчётчиков в г.Великие Луки, где не самые дорогие теплосчётчики по 365 тысяч рублей при помощи волшебного лизинга превратились в золотые по 556 тысяч. У «Тепловых сетей», якобы, нет денег на установку и поэтому великолучане должны скинуться и отдать выигравшей конкурс на поставку и монтаж теплосчётчиков лизинговой компании на 52% денег больше, чем сама компания потратит на покупку оборудования, которое будет установлено в домах. И всё это происходит при ограничении конкуренции. Сам по себе лизинг уже является, по сути, формой товарного кредита; по договору лизинга выплачиваются проценты за пользование предметом лизинга до момента погашения его полной стоимости. Но то, что не рассматривается вариант банковского кредита вместо товарного, или не рассматривается процедура приобретения товара по частям, и то, что в конкурсе часто выставляются отсекающие требования - заставляет задуматься. Всех посчитали Счетная Палата Псковской области в середине 2016 года обнародовала сводный отчет за 2015 год с результатами проверок, где было отражено множество обнаруженных фактов финансовых нарушений и злоупотреблений при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Отчёт изобилует показательными примерами. Завышение цены госконтракта По государственному контракту на поставку медицинского оборудования учреждениям здравоохранения области на сумму 3008 тыс. рублей, «Псковская районная больница» получила холодильник фармацевтический (ХФ-250 «ПОЗИС» российского производства, в количестве 1 шт.) по цене 49,8 тыс. рублей. В соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены средняя цена холодильника составила 57,63 тыс. рублей. Но в магазинах средняя цена этого холодильника составляет 18,3 тыс. рублей, что на 31,5 тыс. рублей меньше цены, по которой он приобретен. По другому контракту, обочины дорог чистили в зимний период по завышенной цене. Общее завышение стоимости работ по очистке обочин от снега механизированным способом составило 1834,8 тыс. рублей, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств. Закупка у единственного поставщика Государственным комитетом по здравоохранению и фармации заключены 3 государственных контракта с компанией «ИНФОМЕД» стоимостью до 100 тыс. рублей на поставку насосов для шприцевой инфузии (Aiteks 2016). В результате, Комитетом принято решение о закупке товаров для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика с нарушением требований, установленных федеральным законом №44-ФЗ, в соответствии с которыми заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Имеет место уменьшение объёма закупки, и начальной цены контракта с целью уйти от необходимости проводить запрос котировок для определения поставщика. Принятие работы с браком и не в полном объёме Региональным Комитетом по транспорту в проверяемом периоде неправомерно приняты и оплачены за счет средств, предусмотренных на содержание автомобильных дорог, работы по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах в Северной зоне региона на сумму 170 982 тыс. рублей. На одной из дорог - а/д Подборовье-Лопатово-Боровичи - были ямы, на заделку которых было израсходовано 670 тыс. рублей. При контрольном осмотре дороги выявлено более 500 ям, которые как раз ремонтировали. При этом, на том же участке рядом с проведенным ямочным ремонтом дорожного полотна имеются неотремонтированные ямы, что свидетельствует о низком качестве самих работ, а также о неэффективном расходовании бюджетных средств в сумме 670 тыс. рублей. Оплата фактически не сделанных работ В ходе выборочного обмера фактически выполненных работ по ремонту 9 дворовых территорий многоквартирных домов г. Пскова, установлено, что неправомерно израсходованы бюджетные средства на оплату фактически не выполненных работ по установке бортовых камней, регулированию высотного положения крышек колодцев, наращиванию бетонных крылец, укладке бетонной плиты и устройству люка, озеленению на общую сумму 194 тыс. рублей. Кроме того, фактически при ремонте всех проверенных дворовых территорий подрядчиками произведена замена материала на более дешевый – в итоге стоимость ремонта указанных дворовых территорий завышена на 65,6 тыс. рублей. Некоторые из примеров совсем анекдотичны Стрижка газона и посев травы в снегу. По документам, в декабре месяце в Пскове произведены работы по подготовке почвы с внесением растительной земли слоем 15 см. вручную, посев газонов на площади 9961 м² и выкашивание травы моторной косилкой на площади 25808 м². Работы явно не соответствовали погодным условиям для их выполнения. Счетная Палата провела расследование и обнаружила, что, по данным фотофиксации, в это время набережная реки Великой, где и «велось» озеленение, была покрыта слоем снега. На самом деле данные работы в указанный период не выполнялись. В результате неправомерный платеж в адрес недобросовестного подрядчика за фактически невыполненный объем работ был осуществлен в сумме 2098 тыс. рублей. Подготовка к паводку там, где его не бывает. При проверке выполнения работ по капитальному ремонту моста через реку Кобылка установлено, что оплачены работы по пропуску паводковых вод общей стоимостью 2578 тыс. рублей. Из сообщений МЧС России и администрации Стругокрасненского района следует, что фактов весеннего паводка на реке Кобылка в районе ремонтируемого моста не зарегистрировано. В результате фактическая необходимость в работах по пропуску паводковых вод отсутствовала, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств. Установка одних и тех же опор два раза. Управление жилищно-коммунального хозяйства в городе Великие Луки оплатило установку 30 опор уличного освещения и приняло результат работ – одной светлой улицей в городе стало больше. Несмотря на это, на следующий год УЖКХ провело второй конкурс на установку этих же опор и оплатило несуществующие работы другой фирме – подрядчику, чем неправомерно израсходовало бюджетные средства в сумме 414 тыс. рублей. Мелочь, на фоне миллиардов рублей, поступающих в региональный бюджет на содержание дорожной сети, но показательно. Дырка от бублика по цене бублика. Самой расточительной стала оплата Комитетом по транспорту недобросовестному подрядчику - филиалу ОАО «Мостостроительный трест № 6» Мостоотряд № 48 при выполнении государственного контракта на ремонт моста через реку Щепец столбиков сигнальных дорожных пластиковых (направляющие конуса) стоимостью 7180 рублей за 1 штуку. При том, что стоимость одного столбика сигнального дорожного пластикового в магазине составляет 228 рублей. При строительстве путепровода в городе Великие Луки тем же ОАО «Мостостроительный трест № 6» и вовсе исчезло с объекта со 173 млн рублей полученного аванса. Тут анекдотичность в том, что ни денег, ни виноватых, лишь тишь да гладь. Контора пишет Проверка, проведённая Счётной Палатой в 2016 году, выявила нарушения в финансово-бюджетной сфере на сумму 2 168 231,5 тыс. рублей. В рамках контрольных мероприятий проведено 5 аудитов эффективности, по результатам которых установлено нарушений на сумму 377 607,1 тыс. рублей; 13 аудитов в сфере закупок, по результатам которых установлено нарушений на сумму 815 314,0 тыс. рублей.
Для правовой оценки выявленных нарушений информация была направлена в прокуратуру Псковской области, в УФАС, в органы полиции и в органы власти Псковской области. Информации от прокуратуры, МВД и судов о ведении дел по названным фактам не обнародовано. Депутаты Псковской областного собрания доклад Счетной палаты выслушали, вопросов не задали, мер не приняли. Как будто, так и должно быть и всё идет по плану. Видимо, политическую волю о недопустимости расточительства в бюджетной сфере необходимо доносить более доходчивым способом, раз в форме посланий Президента она до власти на местах не доходит. Сацыперов Фёдор Игоревич При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные РИА «Аквила» - информационное агентство «Агентство практической журналистки «Аквила»» Инфографика: © сетевое издание "Копирайтер" Фотографии: открытые Интернет-источники | |
Просмотров: 2152 | Загрузок: 0 | Комментарии: 10 | |
Главные новости | |||
Всего комментариев: 10 | |
| |