Главная » Файлы » Главные новости » Наука и образование |
21.12.2016, 17:22 | |
ЭКСКЛЮЗИВ Типичный урок в сельской малокомплектной школе Псковской области Закон природы – дети растут, становятся взрослыми. И вот уже они – врачи, бухгалтеры, пилоты, политики …. те, кто вершит будущую жизнь. Во многом жизнь, какой она будет, зависит от того, какое образование и воспитание они получат в школе. А вот с этим есть определённые проблемы. Чтобы их решить, надо их вскрыть, подробно и вдумчиво, осознанно. Потому что само собой лучше не станет. Кто будет учить? В каких условиях учить? Чему учить? Кого учить? Искать ответы будем по порядку. Если не будет учителей, то вопросы кого учить и чему - будут уже не так актуальны. С 2008 года в Псковской области постепенно вводилась Новая система оплаты труда (НСОТ) работников бюджетной сферы, к которым относятся и педагогические работники. Смысл НСОТ заключался в создании единых правил начисления зарплат бюджетникам, она должна была, по задумке, устранить десятикратный разрыв, в уровне заработной платы простых учителей и управленческих кадров в системе образования. Первые итоги начали подводить в 2011 году. Было отмечено, что заработная плата, рассчитанная по-новому, выросла примерно на 18-20 %. Но к апрелю 2012 года учителя отметили, что их доходы уменьшились. Первый пункт «майского» указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» напрямую предписывал Правительству РФ «обеспечить: доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе». Несмотря на то, что прошло более 4 лет, заработная плата педагогов общего и дополнительного образования как была ниже средней заработной платы в Псковской области, так и продолжает таковой быть. По данным Росстата, средняя оплата труда педагогических работников школ в первом полугодии этого года в регионе составляет 19 742 рубля (99,7 % от средней зарплаты по области), педагогических работников учреждений дополнительного образования - 16 456 рубля (80,4 % от средней зарплаты по области). Вместо того, чтобы сделать минимальную заработную плату учителя равной средней по региону, власти пошли на различные ухищрения, чтобы создать видимость приближения зарплат педагогов к средней по региону. Непрозрачная НСОТ В 2016 году учителя вновь пожаловались на НСОТ, понижение реальных ежемесячных доходов составило 2-5 тысяч рублей. Сложная система, состоящая из оклада, надбавок и стимулирующих выплат должна была выровнять уровень заработной платы педагогических работников до некой средней величины, совпадающей со средней заработной платой в регионе, через механизмы поощрения успешных практик преподавания. Но всё это на практике работает плохо. Филолог, почетный работник образования, лауреат губернаторской премии за работу с одаренными детьми, учитель русского языка и литературы в городе Великие Луки Светлана Поварещенкова комментирует итоги преобразований: «По нормативу рабочая нагрузка для учителя русского языка и литературы в неделю составляет 18 часов, но многие работают по 30. Учитель русского и после занятий работает с текстами, проверяет тетради. Поэтому возникает ситуация, в которой, чтобы работа учителя была эффективной он должен не спать и не есть, а проверять тетради в это время. С введением НСОТ, с 2014 года, моя ежемесячная оплата труда сократилась примерно на 10 тысяч рублей. Если раньше были доплаты за стаж, звание, проверку тетрадей, классное руководство, и мы, учителя, понимали, за что и в каком размере нам платят, то сейчас разобраться невозможно». Сама задумка стимулирующих выплат, которые, по своему смыслу, должны являться дополнительными за высокие трудовые достижения, а не быть гарантией того, что при переработке в 1,5-2 раза зарплата дотянет до средней, полностью дезавуирована бездумным администрированием образования. Главным для чиновника сейчас является хорошо выглядящий, в результате умелого жонглирования цифрами, отчёт, а не образованность и воспитание подрастающего поколения. Корень проблемы находится в перераспределении финансовой нагрузки при применении НСОТ. Денег в муниципальных бюджетах нет. В регионе даже отмечаются случаи неправомерного включения в состав фонда оплаты труда компенсационных выплат на приобретение литературы и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Председатель Псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова полагает, что такое формирование отчётности по исполнению Указа Президента «способствует росту социальной напряженности в регионе». Руководитель государственной инспекции труда в Псковской области Геннадий Иойлев подтвердил позицию облсовпрофа: «Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг не является составной частью оплаты труда». Таким образом, учителям просто не доплачивают того, что они реально заработали. Говоря о доведении уровня зарплат конкретных работников образования до средней для данной категории работников по региону, начальник Государственного управления образования Псковской области Александр Седунов заявил: «Поскольку речь идет о средней заработной плате, это не означает, что в каждом муниципальном образовании средняя заработная плата по данной категории работников должна быть одинаковой и равняться средней заработной плате данной категории работников по области». От слияний и поглощений лучше не становится С 2014 года в регионе проходит процесс оптимизации школ. За это время число общеобразовательных организаций уменьшилось на 43 ед. (-19,6%), организаций дополнительного образования детей на 10 ед. (-13,7%). Губернатор Псковской области Андрей Турчак остался доволен: оптимизация школ позволила сохранить и сами школы, и доступность образования на местах, в рамках имеющегося бюджета. Но есть и «теневой» эффект: количество работников в отрасли по сравнению с 2014 г. уменьшилось на 3063 человека. Председатель Псковской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Наталья Горбачева дает свою оценку политики последних лет: «Данные перемены привели к снижению эффективности образования, к ухудшению социально-экономического положения работников образовательных организаций. Учителя перегружены в 1,5 – 2 раза. Выполнение Указов Президента Российской Федерации практически ложится на плечи образовательных организаций, что накаляет обстановку в коллективах. Повышение зарплаты идет за счет эксплуатации работников образования, «переживших» оптимизацию». Молодые учителя не остаются в системе образования. Результат бездумного жонглирования цифрами ради отчётности не замедлил сказаться в жизни. В учреждениях не могут закрепиться молодые специалисты – вчерашние выпускники, но, похоже, чиновников-жонглёров это нисколько не волнует. С типичной для молодого учителя проблемой в управление образования региона обратилась Ольга Фоменкова: «В 2015 году окончила наш университет [ПсковГУ - прим. авт.], получила специальность учителя географии. Устроившись в школу, с полной ставкой получала 8000 рублей… Смысл было тратить 5 лет?». В ответ на это сообщение А. Седунов вежливо отправил заявительницу поближе узнать систему оплаты труда. Куда уж ближе, на себе узнала! Вроде бы, привлечение молодых учителей декларируется, и даже финансируется. К наиболее значимым мерам поддержки относятся: выплата денежного пособия учителям в размере 50 тыс.рублей ежегодно в течение 3 лет после окончания вуза, и единовременная выплата отработавшим непрерывно в школах в течение 3 лет после окончания профессионального учебного заведения, в размере двух средних заработных плат. Но с 2010 года по 2015 год выплату в 50 тысяч рублей получили 2693 учителя, а выплату, положенную после трех лет– лишь 342 человека! Потребность в педагогических кадрах в 2016 г. составила 245 человек, впервые приступили к работе всего 84 молодых специалиста. Количество острых вакансий на начало учебного года - 61. При этом молодой специалист, даже теоретически, не может иметь при применении НСОТ заработную плату в половину от средней по региону – только меньше. Наталья Горбачева считает, что «базовая заработная плата должна быть одинакова для учителей всей страны. В ближайшее время профсоюз начет исследование на тему «Как прожить молодому педагогу». Помочь в решении проблемы могут отраслевые комиссии – проводники между профессиональным педагогическим сообществом и властью - в которых не только выслушают мнение учителей, но и смогут ответить каждому, из чего складывается его заработная плата. Сейчас механизм начисления заработных плат педагогическим работникам абсолютно непрозрачен». Администрация – СМИ: у нас всё хорошо Первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, подводя 19 декабря 2016 года на заседании коллегии Управления образования предварительные итоги работы системы образования за 2015–2016 учебный год, констатировала: «Регион продемонстрировал положительные результаты ЕГЭ, рост числа школ, которые стали лучше по отношению к прошлому году». В числе приоритетных задач — реализация «майских» указов Президента РФ по повышению заработной платы педагогическим работникам. «Нам с вами есть, над чем работать: в некоторых районах она ниже средней по региону. Здесь нужна работа не только Управления образования, но и на муниципальном уровне, на уровне директоров школ. Спрос за эти показатели будет персональный», — сказала В. Емельянова, отметив, что особое внимание в этом вопросе следует уделить педагогам дополнительного образования. На самом деле: уровень подготовки в школах медленно, но уверенно падает. В частности, с 2013 года снижается средний тестовый балл на ЕГЭ по выбору – химии, информатике, биологии, истории, обществознанию. Какой язык родной - русский или иностранный? Всё совсем не радужно и в части основы основ образования – знания русского языка. Но чиновники от образования, видимо, посчитали, что дети русскому языку научатся сами – в семье, на улице, от друзей, только не в школе. В школах России, в 9-х, 10-х и 11 классах, в настоящее время количество уроков русского языка меньше (иногда в три раза – в 10-х и 11-х классах) числа уроков иностранного языка. Это привело к тому, что русский язык дети знают плохо, а число сдающих иностранный язык, как экзамен по выбору – только растет. Учитель Светлана Поварещенкова поясняет: «Количество часов занятий русским языком уменьшилось в школьной программе, начиная с первого класса. Если раньше у младших школьников было по 5-6 уроков русского языка в неделю, которая была шестидневной, то сейчас – только 3. За счет высвободившихся часов вводятся другие учебные предметы. Грамотность закладывается как раз в начальной школе, когда ребенок маленький. Старшеклассникам оставили от 1 до 2 часов русского языка, их не хватает для полноценного изучения языка и подготовки к выпускным экзаменам. К тому же, в старших классах отмечается преобладание часов на изучение иностранного языка, не менее 3 часов, при этом без хорошей языковой практики. Школьники вместо того, чтобы учить русский язык вынуждены учить иностранный язык». Независимой оценкой уровня владения русским языком могут быть оценки, выставляемые независимым проектом «Тотальный диктант», подавляющая часть участников которого в г. Великие Луки – учащиеся старших классов школ. Оценивали результаты диктанта те же учителя, что и учат детей в школе, только избавленные от зарплатной зависимости от выставленных оценок. От взгляда на результаты, становится ясно, что русскому языку в школе уделяется явно недостаточно времени и внимания. При этом в школах Псковской области всячески поощряется изучение двух иностранных языков сразу (1520 учащихся в области изучают два иностранных языка). Есть планы с 2020 года выпускной экзамен по иностранному языку сделать обязательным. А. Седунов так объяснил повышенное внимание к иностранному языку в ущерб русскому: «Количество часов на изучение иностранного языка в 9, 10, 11 классах в школах Псковской области определяется учебным планом образовательной организации. Обязательное количество часов русского языка и литературы в 9-11 классах составляет 13 часов в неделю, иностранного языка - 9 часов». Данное заявление комментирует заслуженный учитель Светлана Поварещенкова: «Количество часов, отводимых на изучение русского языка и русской литературы, складывать, чтобы заявить, что русского языка в школе больше, чем иностранного, нельзя. Литература помогает нравственному воспитанию, осмыслению русской культуры, помогает развитию устной речи, но навыки грамотного письма, орфография и пунктуация, формируются только на занятиях русским языком». Также неоднозначен выбор иностранных языков, предлагаемых для изучения детям. Инертность подхода обосновывает тот же А. Седунов: «Как правило, английский язык преобладает в международных и межнациональных переговорах, да и в любом общении с иностранцами». Если лет 30 назад выбор английского, как основного иностранного языка для изучения в школах, ещё можно было бы обосновать традиционным для России стремлением знать язык наиболее вероятного противника (до Великой Отечественной войны основным иностранным языком был немецкий, во времена наполеоновских войн – французский и т.д.), то в настоящее время выбор иностранного языка можно обосновывать или его распространённостью в мире, или местом, которым его страна-носитель занимает в торговых отношениях с Россией. И здесь, внезапно, обнаруживается, что английский язык всего четвёртый по распространённости в мире, после китайского, хинди и испанского. А наибольший торговый оборот у России со странами дальнего зарубежья - носителями китайского, голландского, немецкого и итальянского языков. То есть, выбор иностранного языка бесконечно оторван от жизни, такое чувство, что в управлении образованием не знают ни о торговле, научном и деловом сотрудничестве с Китаем, ни о стратегическом сотрудничестве с Индией, ни о внимании России к испаноговорящим странам. Крайне странно массово изучать язык стран, с которыми у России нет ни делового, ни политического сотрудничества, ни сейчас, ни в обозримом будущем. А вот отсутствие большого числа специалистов, знающих китайский, голландский язык, или хинди, вскоре может существенно ограничить экономическое развитие страны. Английский язык в Псковской области изучают 79 % учащихся, немецкий язык 18 % учащихся, французский язык 3 % учащихся. Возможности изучать другие иностранные языки в школе, кроме предложенных, у учащихся в Псковской области нет. Нет и перспектив изменения подхода к языковой грамотности – будь то русской или иностранной. Недовольство недолугими наказуемо? Случается, в регионе возникают абсурдные ситуации, которые являются проявлением совсем уж вопиющей безграмотности, а то и зловредства со стороны чиновников от образования. На Псковщине людей, уличенных в подобном поведении, традиционно называют недолугими (форма местного наречия - «слабый в работе, хилый, вялый, хворый»). Например, в Першинской школе Великолукского района руководство сократило до пяти минут перемены между занятиями, что является грубым нарушением САНПиНа. Местные власти долго искали виноватых, и обвинили в этом перевозчика, которого региональные власти административными методами выдавили с автобусного маршрута, закрепив нормативным правовым актом такие условия работы, которые затрудняли детальность перевозчика вплоть до её полного прекращения. Позже перемены в школе удлинились, но своевременный подвоз детей к школе и обратно так и не наладили. В 2015 году житель Пскова Александр Трусов, обеспокоенный качеством питания в школе сына, обратился на сайт губернатора региона turchak.ru с заявлением, в котором высказал свое, родительское, мнение на этот счет, а затем и инициировал ряд проверок образовательного учреждения со стороны контролирующих органов. Компания, выигравшая государственный контракт на обеспечение питания детей этой школы, предъявила за это А.Трусову иск на 300 тысяч рублей в счёт компенсации за нанесение вреда деловой репутации компании, хотя родитель нигде эту организацию не упоминал. Суд иск к Трусову не удовлетворил (дело № А52-4350/2015 в Псковском АС), но интересен тот факт, что директор школы поддержал не родителя, а фирму, пытавшуюся наказать отца за сам факт обеспокоенности качеством питания детей. Зато повсеместно вводится обязательность использования рабочих тетрадей, являющихся составной частью учебного комплекта по предмету и дополняющих учебники, обеспечение которыми за счёт образовательного учреждения не производится. На практике это приводит к тому, что одни родители покупают за свой счет рабочие тетради, причём у определённого школой поставщика, другие – нет. В итоге класс не может заниматься с использованием рабочих тетрадей – качество образовательного процесса падает. Во всех подобных случаях, на удивление, просматривается частный экономический интерес, для удовлетворения которого приносится в жертву будущее наших детей. Дети разные – подход один Показателем мотивированности детей к обучению можно считать их участие в предметных олимпиадах. Если на школьном уровне участвуют 22 858 учащихся 5-11 классов, на муниципальном – 6928 обучающихся 7-11 классов, то до победы в областном этапе всероссийской олимпиады школьников дошли 142 обучающихся. А победителями и призерами финального Всероссийского этапа стали 5 человек. Это хороший показатель. С другой стороны, с каждым годом в Псковской области увеличивается число детей признаваемых, как педагогами, так и их родителями, необучаемыми. Рассказывает учитель средней общеобразовательной школы г. Пскова, классный руководитель Лариса Малкова: «В классе из 25 человек 6 совершенно не желают учиться. Их можно обучить, они не являются ни инвалидами, ни отстающими в умственном развитии. Системность знаний таких учащихся из года в год только падает, и как они смогут сдать итоговый экзамен - не ясно. При этом крайне трудно объяснять родителям, что их дети необучаемые. С каждым годом, число детей в классах младших параллелей, которые не воспринимают информацию школьного учебника, доступную и понятную даже крепкому троечнику, только возрастает». Доля детей с различными формами задержки психического развития, посещающих как коррекционные, так и обычные классы школ, с 2006 к 2016 году увеличилась почти на тысячу учащихся – до 5152. При этом число ментальных инвалидов среди детей в течение 15 лет, с 2000 по 2015 год, остается на одном уровне – около 600 человек. Статистику по детям, требующим коррекционного подхода, подтверждает и А.Седунов: «В области на 2010 год было 4964 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; на 2016 год – 5632 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, имеющих рекомендацию психолого-медико-педагогической комиссии по обучению по адаптированным образовательным программам». В обычных школах, не являющихся специальными (коррекционными), организовано 142 класса для 1440 обучающихся с задержкой психического развития и 71 класс для 292 обучающихся с умственной отсталостью. Таким образом, делается ставка на организацию коррекционного обучения детей в отдельных классах в рамках общей с остальными учащимися школы. Подобным образом обеспечивается, как коррекционный подход к обучению, так и должная степень инклюзивности. Однако, не всё так просто. И эта проблема имеет невидимую сторону. Врачи-психиатры отказываются признавать инвалидами детей, которые, посещая школу, к возрасту 15 лет считают только до 20 и читают по слогам, объясняя свое решение плохой работой учителей и называя таких детей «просто ненаученными». Школы же, часто не желая тратить время учителей на детей, которым учеба дается не легко, предлагают родителям слабо успевающих, переводить детей в коррекционные классы. Таким образом, за счёт детей, с одной стороны происходит экономия бюджета на выплату пособия ребёнку-инвалиду, с другой – осуществляются дополнительные поступления из бюджета в школу. На обучение одного ученика в течение учебного год из бюджета Псковской области выделяется 20 206 рублей, на ученика коррекционного класса 44 453 рубля. Иметь наполненные коррекционные классы становится выгодно для системы образования. А вот дополнительная мотивация учителями детей к получению образования, в том числе – самообразования, участия в олимпиадах и предметных кружках, практически финансово не стимулируется (теми самыми стимулирующими выплатами, которых нет). Поэтому интерес смещается не в сторону лучшего образования тех, кто мог бы стать в будущем основой экономики страны, а в сторону делания вида, что коррекционное образование всех требующих его скорректирует до нормального уровня. К сожалению, так не будет. Сейчас власти решают вопрос «разделять или не разделять» учащихся с разными интеллектуальными возможностями, делать ли ставку на инклюзивное образование или специализировать подход к каждой группе учеников? Однозначной позиции пока не выработано. Проблема настолько существенна, что в регионе на базе известных Псковских интеграционных мастерских для инвалидов приступили к реализации пилотного проекта «Родительский клуб», целью которого является создание поддерживающей среды для родителей взрослых детей с ментальной инвалидностью. Псковский опыт социализации людей с ментальной инвалидностью был в октябре представлен в Министерстве труда и социальной защиты населения и заслужил высокую оценку. Как сделать, чтобы управление образования заработало, а задачи - решались Необходима защита прав учителей, ведь объявить забастовку они могут только «ногами» - покинув общеобразовательную организацию (что многие и делают, отработав три года и получив положенные выплаты), а обращения через профсоюзы областная власть просто игнорирует. Необходима система фильтрации людей, работающих в административной части системы образования. Например, через создание института людей, с чрезвычайными полномочиями, и с чрезвычайной же ответственностью за свои решения, которые руководствовались бы, прежде всего, поставленными задачами и сроками их исполнения, вместо современной кошмарной бюрократической машинки. Которая, между прочим, ни черта не работает. Но, прежде всего, нужен комплексный подход к образованию, с конкретными и понятными целями, чтобы смысл этих целей был очевиден каждому, и отклонение от такого смысла невозможно было прикрыть натянутой на глобус статистикой. Пока верстался номер В декабре этого года депутаты Псковского областного собрания приняли во втором чтении закон, определяющий новую методику расчёта субвенций муниципальным образованиям области на выплату заработной платы педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. Новые нормативы, в отличие от действующих на протяжении последних десяти лет, учитывают фактическую наполняемость классов в городских и сельских школах. Усовершенствованная методика позволит выделить районам дополнительное финансирование на оплату труда педагогических работников. Сацыперова Ёжина В статье использована информация, предоставленная РИА «Аквила» - информационное агентство «Агентство практической журналистики «Аквила»» Фото: из открытых источников Управления образования Псковской области Инфографика: © сетевое издание «Копирайтер» | |
Просмотров: 3120 | Загрузок: 0 | Комментарии: 11 | |
Главные новости | |||
Всего комментариев: 11 | 1 2 » |
| |
1-10 11-11 | |