Единственные и неповторимые: маршрутные автобусы - 15 Ноября 2016 - Конкурс СМИ - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » 2016 » Ноябрь » 15 » Единственные и неповторимые: маршрутные автобусы
14:37
Единственные и неповторимые: маршрутные автобусы
Маршрутные автобусы – важный элемент будней горожанина, хотя бы потому, что другой альтернативы им нет. Но жители Якутска не всегда знают, как организовано автобусное движение в столице. Какой маршрут самый длинный и из-за чего новые теплые остановки не работают, почему приходится долго ждать свой автобус ‒ об этом и многом другом читайте в материале «Наш университет_онлайн».



Кто есть кто

Согласно данным Министерства транспорта Якутии, автомобильный транспорт занимает первое место в республиканском грузообороте ‒ 97% от всего количества пассажирских перевозок. В 2014 году 92,5 миллионов пассажиров выбрали средством передвижения автомобили, в одном только Якутске производится 83,1% всех пассажирских перевозок в республике. Из них 70% приходятся на долю частных перевозчиков некоммерческого предприятия «СоюзАвто» и 7% ‒ на Муниципальное унитарное предприятие «Якутская пассажирская автотранспортная компания». По данным мэрии, пассажирские перевозки на территории городского округа осуществляют 19 предприятий. Число автобусов составляет 750 единиц, ежедневно на линии выходят 450 транспортных средств. Зачастую каждый маршрут – отдельное предприятие со своим директором. Вместе они собираются только на совещаниях по вопросу безопасности дорожного движения в мэрии, либо по другим вопросам, как например, общественные слушания при участии граждан и т.п.



Есть только одна компания, осуществляющая пассажирские перевозки, которая полностью принадлежит городской администрации. Это МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания», на 2015 год владеющая автопарком из 73 автобусов. Она обслуживает восемь пригородных и три сезонных дачных маршрута.

«К муниципальным предприятиям требований больше. Нужно дорогое оборудование, обученные специалисты, соответствующие гаражи. Частники ‒ сами себе хозяева, у них все намного проще: ни тебе специальных помещений, ни оборудования, ни кадров. Вот частники и развернулись», – говорит ведущий научный сотрудник Института региональной экономики Севера Татьяна Егорова, участвовавшая в разработке проекта стратегии развитии города Якутска до 2032 года, в котором внимание было уделено в том числе работе общественного транспорта. Также она добавила, что пригородные маршруты – самые затратные: «Расстояния большие, наполняемость маленькая, частникам они невыгодны».

В 2013 году Тихоокеанским государственным университетом была проведена научно-исследовательская работа по изучению пассажиропотока в городе Якутске. Выяснилось, что больше всего пассажиров в день перевозится маршрутом №4 – примерно 14 712 человек, а меньше всех перевозит маршрут №13 (860 пассажиров). Среди пригородных в лидерах оказался 109-й маршрут (2 742 пассажира), меньше всего пассажиров у 105-го маршрута ‒ 368. Самый длительный маршрут совершают автобусы №5, затрачивая на него примерно 196 минут. Но надо сказать, что и протяженность оборотного рейса на пятой линии самая большая – почти 46 километров. При длине оборотного рейса 18 километров время составляет 103 минуты (маршрут №8). Самым быстрым, по данным исследования, является 17-й маршрут – 48 минут при 26 километрах оборотного рейса. Среди пригородных маршрутов эти показатели в целом равные – в среднем 120 минут. Конечно, не следует забывать и про интенсивность автомобильного движения на улицах, по которым ездят автобусы, и время суток.

Чем меньше на дороге машин, тем быстрее маршрутный транспорт. По данным исследования, маршруты, которые проходят по проспекту Ленина, имеют наиболее длительные оборотные рейсы

Интересным показателем также является коэффициент использования вместимости – соотношение перевезенных пассажиров к количеству мест в автобусе. Самыми наполняемыми являются маршрут №4 с показателем 0,28, маршрут №8 – 0,25 и маршруты №35 и №14 с показателями 0,24. Среди пригородных это число гораздо меньше с учетом общего пассажиропотока, расстояния и размеров самих автобусов – от 0,1 до 0,14. Всего в день всеми городскими автобусами перевозится примерно 162 866 человек, это около 518 833 пассажиро-километра, а пригородными ‒ в среднем 8 516 пассажиров, или 92 139 пассажиро-километров.

Как это работает?

Конечно, изначально общественный транспорт в Якутске был иным и проблемы имел другие. Более слаженно автобусы начали ходить только с 2007 года. После общего собрания ЯПАК и «СоюзАвто» заработала Единая диспетчерская служба, первым проектом которой стала установка радиомаяков на автобусах. Каждый маршрут делился на несколько контрольных точек, по проезде которых маячок отправлял сведения о своем местонахождении. Так и начала строиться общая картина передвижений маршрутных автобусов. Сегодня позиция машин передается через каждые 30 секунд по системе GPS/ГЛОНАСС.

В диспетчерской службе утверждают, что автобус не выйдет на линию, пока его не оснастят необходимым оборудованием. Только непонятно: по данным мэрии в городе 750 автобусов частных предприятий, а по словам директора ЕДС, навигационное оборудование установлено на 709

«Необходимо также наличие терминалов для оплаты пластиковыми картами и автоинформаторов. Со следующего года мы планируем ввести турникеты в автобусах – это тоже будет одним из обязательных критериев выхода маршрутки на линию. Вся соответствующая документация проверяется директором маршрута, транспортной инспекцией, администрацией города и нами», – говорит директор Единой диспетчерской службы Андрей Шарыгин.



С созданием Единой диспетчерской служб автобусы начали работать по определенному расписанию. В первом квартале 2009 года ввели программный комплекс «Расписание маршрутизированного транспорта». Он позволяет строить расписание с учетом выходных и праздничных дней, времени суток и в зависимости от объема автопарка маршрута. Также по нему формируются отчеты, по которым оценивается работа отдельных маршрутов и водителей. «К примеру, лето – время отпусков, машин меньше, и график соответственно другой. Осенью и зимой водителей больше, расписание тоже меняется. В окне диспетчера отображается вся информация о передвижении автобусов. Например, если автобус на какую-то остановку прибыл в 10:05, а должен был в 10:00, значит, отклонение у него уже минус 5. Отчетность для директоров предприятий составляется ежедневно, мы анализируем ее и составляем «черные списки» автобусов, которые неоднократно были замечены в нарушениях. Меры наказания устанавливает администрация и директора маршрутов», – рассказывает директор службы.

В другом сегменте, по части автобусных остановок, в 2014 году администрацией города установлено пять теплых остановок, еще восемь запланировано до конца 2015 года. Подробнее об этом нам рассказал директор сети «Теплые автобусные остановки» Алексей Алексеев: «В городе существует три вида проекта, какими должны быть остановки: на 10 человек, на 20 человек и на 40. На данный момент ими занимаются две организации: это наша компания и «Горпечать».Четыре остановки установлены на Белом озере в оба направления, в районе Мархи, возле строительного рынка и на Гимеине. К запуску готовы еще три: около автовокзала, на рынке «Столичный» и в районе ЯКСМК. Но на остановках нет электричества ‒ так как до сих пор нет разрешения от «Якутскэнерго» на подключение».

Директор сети, говоря о проблемах общественного транспорта, отметил: «По регламенту наши остановки работают с 7 утра до 11 вечера, но не все транспортные службы города соблюдают этот режим. Второй момент, который хотелось бы отметить, – несогласованность действий маршрутов и диспетчерской службы. Возьмем, к примеру, сервис bus14.ru. Насколько я знаю, он был разработан в 2012 году перед международными спортивными играми «Дети Азии», но сейчас в нем есть нестыковки. То есть по данным ЕДС автобусы должны останавливаться на одной остановке, а фактически останавливаются на другой. Не ведется работа с выявлением неработающих остановок».

И так сойдет

В 2013 году Сергей Максимов, ныне являющийся директором Якутской пассажирской автотранспортной компании и «СоюзАвто», в своем интервью сказал, что «без иностранной рабочей силы в городе организовать на 100% движение автобусов невозможно», потому как «при таких условиях трудно привлечь хорошие кадры».



По сведениям УГИБДД МВД РС(Я) на период за 2014 год и первую половину 2015 года зафиксировано 40 происшествий по вине водителей автобусов. В частности, за 2014 год зарегистрировано 26 ДТП, в результате которых пострадало 30 граждан, а на 8 сентября 2015 года – 14 ДТП с 13 пострадавшими и одним погибшим. За эти полтора года наибольшее количество происшествий числится за ЯПАК – шесть дорожно-транспортных происшествий.

«Нужны видеорегистраторы, чтобы фиксировались нарушения, и было видно, кто виноват, – комментирует ситуацию старший госинспектор УГИБДД Николай Устинов. – Также есть проблема с большим количеством водителей из ближнего зарубежья. Они недостаточно хорошо знают наши условия зимой, и манера езды у них другая: скорость выше, например. Нужен более жесткий отбор водителей. Также есть вопросы к их дисциплине. Часто в погоне за прибылью водители спешат, иногда и соревнуются, и, как следствие, ездят невнимательно».

Однако, по словам старшего госинспектора, в целом идет снижение количества ДТП по вине маршрутных автобусов. По данным администрации города также идет спад количества жалоб на работу общественного транспорта, поступающих от граждан. Так, если в 2013 году было 190 обращений, то в 2014 ‒ 110. За первое полугодие 2015 года поступило 45 жалоб

Состояние общественного маршрутного транспорта в принципе удовлетворяет запросы города, считает директор Финансово-экономического института СВФУ Александр Кугаевский.

Одной из главных проблем является вместимость самих автобусов. В автопарке частных маршрутов преобладают автобусы «ПАЗ», но они не приспособлены для города. Они скорее загородные, пригородные и сельские, но никак не городские. У них высокие ступеньки, на которые пожилым трудно взобраться. Зимой в салоне многих автобусов очень холодно. Да, автобусы неудобные, но зато частота их движения хорошая», –отмечает Александр Кугаевский.

Надо сказать, что много специалистов в этой сфере высказывают мнение, что наметились позитивные изменения в работе общественного транспорта. Пути развития во многом видят в появлении видеорегистраторов, но есть идеи и масштабнее. Например, появление троллейбусов на дорогах Якутска. Во всяком случае, проблемы, касающиеся техники, используемого топлива и путей дальнейшего развития, остаются темами для отдельных материалов. О них – позднее.

Автор иллюстраций: Алдан Лукачевский, редакция новостей СВФУ
Категория: Транспорт - важнейшая артерия экономики | Просмотров: 717 | Добавил: oredsvfu | Теги: автобусы, Якутия
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!