14:43 Есть ли радикальный ислам в Якутии? |
Террористические, экстремистские и радикально настроенные организации в последнее время все чаще дают поводы, чтобы общественность обращала на них все больше внимания. Отделившаяся от некогда террористической организации №1 «Аль-Каиды», «Исламское государство» с каждым годом становится все агрессивнее. Известно, что организация не является бессистемной шайкой головорезов, а имеет не только четкую внутреннюю структуру со своими лидерами, средствами финансирования, подконтрольными городами, но и ведет активную пропагандистскую деятельность. «Наш университет_онлайн» собрал мнения экспертов и попытался ответить, насколько сильны течения радикального ислама в Якутии. Что мы имеем? Как показала практика, за сторону ИГИЛ идут воевать и граждане нашей страны. По данным ФСБ России, к террористической организации «Исламское государство» примкнуло 2 400 наших соотечественников. Для страны, где деятельность организации запрещена как террористическая, этот показатель достаточно велик. К примеру, по разным оценкам источников, ссылающихся на данные американской разведки, в рядах ИГИЛ насчитывается всего около 250 граждан США. Российский религиовед Роман Силантьев утверждает: «Многие мусульманские общины замыкаются на другие мусульманские центры и становятся рассадниками терроризма и экстремизма». В числе самых проблемных регионов по этой области исследователь выделил Приморье, Якутию и Сахалин «Сегодня тема радикального ислама обсуждается в мировом сообществе, потому что является реальной угрозой безопасности жизнедеятельности граждан. Экстремисты ведут пропагандистскую деятельность, в результате которой наши товарищи, в том числе и проживающие в Якутии, попадают в их сети и едут воевать в Сирию на стороне террористов. В первую очередь идет вербовка молодых людей, которые могут воевать. Для нас это серьезный сигнал, необходима реакция общества», – прокомментировал ситуацию проректор по безопасности СВФУ Геннадий Золотарев. В Якутии действительно время от времени всплывают новости о тех или иных случаях проявления экстремизма. Большинство таких случаев связано с распространением запрещенной на территории страны литературы, признанной экстремистской. Например, в начале 2015 года в мечети в поселке Айхал Мирнинского района была изъята литература экстремистского характера, аналогичный случай произошел и годом ранее в молельном доме в поселке Хандыга. По словам майора полиции, сотрудника Центра противодействию экстремизму при МВД РС(Я) Нурбека Курманалиева, причина таких правонарушений проста: люди попросту не знают, что нарушают закон. «С января по октябрь этого года в Якутии выявлено 11 фактов привлечения к ответственности за распространение экстремистских материалов. Надо сказать, что появление запрещенной, религиозной литературы на территории России зачастую не обусловлено существованием какой-то ячейки общества, занимающийся противозаконной деятельностью, а тем, что люди даже не предполагают, что нарушают закон. Но незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности», – объяснил он. Однако, на территории республики наблюдались и более серьезные случаи. В сентябре этого года жителя Якутска А.М. Хасанова приговорили к пяти годам лишения свободы за финансирование международной террористической организации «Талибан». В этом же году сотрудниками ФСБ России по РС(Я) был предупрежден гражданин Киргизии, являющийся членом организации «Таблиги Джамаат», намеревавшийся распространять в Якутии экстремистскую идеологию. За намерение распространить идеи этой же организации годом ранее была предупреждена еще одна жительница города. Предупреждение в целях профилактики также было дано и гражданину Киргизии Х. Ахмаджанову, намеревавшегося участвовать в боях в Сирии на стороне «Исламского государства». Заметим, что приведенные примеры фактически хоть и касаются жителей города, но как бы то ни было больше относятся к приезжим. По мнению экспертов, течения радикального ислама среди коренных жителей республики имеют свои черты и причины зарождения «По роду своей деятельности я 11 лет плотно занимался этим вопросом в качестве начальника отдела по работе с общественными религиозными объединениями. Если говорить именно по радикальному исламу, то мне пришлось столкнуться с ним в первые месяцы работы. Это было в апреле 2000 года, у нас тогда были проблемы с беженцами из Чечни. Вскоре тоже было несколько случаев. Например, новообращенные якуты в свое время пытались расколоть мусульманскую организацию и создать свою. Притом очень жесткого, радикального толка, похожую на ту, что в Сирии. Заметил, что новообращенные, не имеющие многовековой традиции, очень своеобразно понимают ислам. Они могут ходить в мечеть, но у них может быть совершенно другое восприятие веры», – говорит кандидат исторических наук, заместитель председателя Совета по поддержке гражданских инициатив общественных объединений при СВФУ Афанасий Николаев. Распространение В основном экстремистская идеология распространяется путем пропаганды и вербовки. Надо отметить, что такая деятельность наблюдается не только на обычном, бытовом уровне, но и в специализированных исправительных учреждениях. «Например, был такой товарищ Данилов, уроженец Верхневилюйского улуса, саха. Он поехал учиться в Татарстан, переехал в Среднюю Азию, потом засветился на Северном Кавказе. Года два-три назад его застрелили во время спецоперации. Это только один пример. Были конкретные факты и в колонии в Табаге. И сотрудники, и заключенные говорили, что там идет вербовка. То есть это касается даже тюрем, закрытых учреждений, что говорить о воле?» – добавил Афанасий Николаев. Отметим, что в прошлом году действительно был случай, когда отбывающему наказание в одной из местных тюрем объявили официальное предостережение в связи с пропагандой экстремистской идеологии. Согласно сообщению пресс-службы ФСБ России, «указанное лицо намеревалось пропагандировать среди спецконтингента исправительного учреждения радикальный ислам с целью побуждения их к проведению экстремистских акций». По мнению экспертов, основным способом вербовки является использование отдельных цитат и вырезок из Корана, с помощью которых можно привести человека к определенным выводам и взглядам на ту или иную ситуацию «Недавно я узнал, что в Священном писании есть описание предпосылок конца света. Дословно сказать не смогу, но одним из признаков является то, что бедуины начнут соревноваться в высоте зданий. Мы все понимаем, что это значит. Бедуины – это люди. То есть выдержками можно привести человека к определенным умозаключениям. Советую прочитать нормативно-правовые акты, чтобы понять, что в России понимается под экстремизмом и терроризмом. Тогда будет проще определять людей, которые занимаются незаконной деятельностью», – говорит Евгений Пимонов, сотрудник ФСБ России по РС(Я). Кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета Валерий Надькин отмечает, что любая религия трудна для современного человека, так как требует дисциплины и работы над собой. Потому на фоне этого радикальные формы кажутся молодым людям привлекательнее: «К сожалению, проще купиться на громкие лозунги радикалов. На первый взгляд может показаться, что радикализм предлагает хорошие вещи, в особенности для молодых людей: значимость, равенство и даже социальные программы. Надо просто не покупаться на слова». Радикальный и традиционный В целом, если верить статистике, то в Якутии ситуация с радикальным исламом и экстремизмом не такая уж удручающая. К примеру, по данным Генеральной прокуратуры РФ в Якутии всего четыре дела террористического и экстремистского характера направлены в суд, а предварительно расследовано всего пять. Кандидат исторических наук, доцент кафедры преподавания истории и обществознания исторического факультета СВФУ Александр Николаев говорит, что и распространение традиционного ислама берет свое начало достаточно давно: «В поле зрения историков мусульмане попали, когда их стали отправлять на ссылку в Якутию. В 1880 году впервые появились башкиры и татары – более 1 000 человек, где-то через поколение, в 1913 году, их стало 1 182 человека. Адаптировавшись к жизни на севере, они стали заниматься торговлей и предпринимательством». В 2011-2013 годах было проведено исследование этноконфессиональных отношений в Якутии. По словам одного из участников работы Валерия Надькина, в Якутске отношение к людям, исповедующим ислам, в целом спокойное, но есть и проблемные участки: «В Нижнем Бестяхе, например, чувствуется напряжение, как и в городе Мирный. Там надо работать и проводить дополнительные исследования». Важным аспектом остается умение отличать традиционный ислам от радикального. 27 ноября Парламент Чеченской республики предложил запретить упоминание в СМИ национальной и религиозной принадлежности террористов. По их мнению, «Исламское государство», например, называть «исламскими террористами» неправильно. Схожих мнений придерживаются и другие представители традиционного ислама. В основном из-за того, что такие формулировки и названия создают неверные представления о религии. «Люди плохо осведомлены об истинной религии и о том, что вера в себе несет. Именно неосведомленность направляет людей на негативный путь. В любом вероисповедании источник один – Всевышний. Ни в какой религии не написано, чтобы мы уничтожали друг друга. В Коране так и написано, что убийство одного невинного человека приравнивается к убийству всего человечества. Все высказывания, которыми прикрываются экстремисты, противоречат основам Корана. В частности, в Сирии воюют не за распространение веры. Это война за власть. И то, что террористы придают всему происходящему статус священной войны «джихада», неправильно. Священная война возможна только на уровне самообороны. Только тогда, когда придут изгонять тебя из дома, когда будут пытаться оскорбить твой народ, растоптать честь семьи или уничтожить религию, в исламе разрешается самооборона. Это и называется священной войной, когда ты защищаешь честь своей религии, семьи и народа. Все другие войны под лозунгами распространения ислама недействительны», – заключил муфтий мусульман Якутии Муса Сагов. Если подводить итоги, то эксперты в основном схожи во мнении, что по сравнению с другими регионами проблемы в Якутии с радикальным исламом как таковой нет. Есть единичные случаи, которые широко подаются огласке в местных СМИ. Но факты есть, так что молодым людям при встрече с подозрительными организациями радикального толка рекомендуется сохранять голову, не вестись на провокации и если что обратиться в силовые структуры. В тексте использованы материалы круглого стола «Угроза распространения радикального ислама в молодежной среде» от 28 октября 2015 года в СВФУ. Упоминаемые организации «Исламское государство» (ИГИЛ), «Аль-Каида», «Талибан» и «Таблиги Джамаат» запрещены в России как террористические и экстремистские. Автор иллюстраций: Алдан Лукачевский, редакция новостей СВФУ |
Категория: «Гражданин. Народ. Государство». | Просмотров: 838 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |