17:22 История в людях |
ИСТОРИЯ В ЛЮДЯХ Сотни специалистов и рабочих, около десятка цехов, оснащенных, в том числе, и самым современным оборудованием, как говорится, по последнему слову техники, регулярное выполнение госзаказов - таким мы сегодня знаем ОАО “Спецтехника”. Но были времена, когда завод, основанный в далеком военном 43-м году, представлял собой один единственный цех. Да и тот был под открытым небом. Кто вспомнит? И все же нам удалось встретиться с теми, кто не просто наблюдал за развитием теперь уже огромного предприятия, но и стал непосредственным участником этого развития. Не срывал с неба звезд А просто занимался любимым делом. Занимался рьяно и без остатка. Все 63 года. (Согласитесь, весьма внушительная цифра!) Именно столько лет Евгений Михайлович Тарасов был частью завода, и, забегая, вперед, скажу, что и по сей день он его неотъемлемая составляющая. Удивленно я смотрела на седовласого и улыбчивого собеседника, с какой-то невероятной теплотой и ностальгией делившегося со мной воспоминаниями о первых профессиональных шагах. Оказывается, то огромное предприятие, которое сегодня обслуживает Ракетные и Космические войска, некогда представляло собой один единственный цех. Это даже и не завод был, а Центральная 861 авторемонтная мастерская, которая в 45-м году была передислоцирована в поселок Выползово. “Отопления, само собой, никакого не было, - продолжал Евгений Михайлович, и чувствовалось - все еще свежи воспоминания многолетней давности. - Хорошо помню, как грелись в холода: прямо на земле в цеху стояли бочки, в которые мы постоянно заливали солярку и жгли всевозможную ветошь”. На тот момент таких же, как и Тарасов, - гражданских - в мастерской трудилось чуть более тридцати, остальные - порядка двухсот человек - были военнослужащими. Так почему же герой наш оказался именно там, ведь в трудные послевоенные годы рабочие силы были нужны везде - и на заводе, и в колхозе. Точно не по счастливой случайности! И даже не потому, что два старших брата трудились именно в этом месте. Непреодолимая, без преувеличения, тяга к технике и машинам! А в мастерской с этим проблем не было: “ЗИС-5”, полуторки “ГАЗ ММ”, грузовые автомобили “Студебеккер” - ремонтировали много техники военных лет. И плюс к этому - талант - технический, который в четырнадцатилетнем мальчишке сразу разглядели мастера слесарного дела. Да-да, Евгению Михайловичу и пятнадцати не было, когда он пришел работать. Выходец из Ситенки, расположенной километрах в пятнадцати от Выползово в сторону Ленинграда, он едва успел окончить школу, как уже стоял у мастерской. И уже в 48-м году, когда 861 ЦАБ была переформирована в завод по ремонту спецавтотранспорта и средств аэродромной механизации, молодой паренек стал слесарем 3-го разряда. Сказались не только упорство и хватка, но и неподдельный интерес ко всему происходящему на заводе. А так как с мастерами он быстро нашел общий язык, коллектив в одночасье стал его семьей, можно сказать, профессиональной. И тем легче было юноше трудиться и развиваться в выбранной профессии. Две сотни идей На пенсию Михалыч, так по-свойски с годами стали называть Евгения Тарасова соратники по заводу, ушел в должности старшего контрольного мастера ОТК. Это к слову о звездах, к которым он не стремился. Все же 63 года трудового стажа, а начальником не стал. А просто не рвался. Никогда. Ему с лихвой хватало того, что завод креп и стремительно развивался, и труд его - поверьте, с этим не поспоришь - не мог не способствовать развитию. Уже в 57-ом на предприятии стали ремонтировать не только средства аэродромного обеспечения, но электрогазовую технику. Через три года завод был передан в подчинение Ракетных войск стратегического назначения. А двенадцать месяцев спустя Евгений Михайлович Тарасов стал сотрудником “75-го Авторемонтного завода”. Кстати, многие и по сей день, в разговорах и обсуждениях называют завод ни как иначе, а “АРЗ-75”. Еще бы, под этим именем предприятие работало почти сорок четыре года, а затем было реорганизовано в ОАО “Спецтехника”. А тогда вместе с новым именем начались значительные перемены и в самой жизни авторемонтной организации: стали строиться новые цеха, менялась направленность завода, приходили новые люди. “Я всегда верил в будущее своего завода, - утвердительно обозначил Евгений Михайлович. - И старался приложить все усилия, чтобы сделать это будущее успешным и светлым!” Позже я воочию убедилась в искренности и неподдельности сказанного моим собеседником (хотя и без этого не сомневалась). Рационализаторские предложения! Их поступило от Тарасова больше двухсот и все были внедрены в производство. Передо мной лежали десятки удостоверений, которые вручались тем, кто являлся носителем полезных идей и предложений: за приспособление для выпрессовки седел клапанов двигателя ЗИЛ-131, за изменение конструкции клапана радиатора изделия 5к-62, за доработку станка для шлифовки клапанов модели 2414. Руководство поощряло идейных сотрудников: за каждое выданное удостоверение сотрудник получал десять рублей. По тем временам, очень и очень хорошая доплата! Для сравнения: 1 кг мяса стоил 1 рубль 90 копеек. Дело, конечно, было не в доплатах, просто Евгений Михайлович как человек трудолюбивый и искренне радеющий за свое дело не мог иначе. Еще и учитель Сказать, что наш герой разбирался в технике - ничего не сказать. Он знал машины изнутри, каждая деталь была досконально изучена и проверена. Как нельзя кстати помогала и полученная в армейские годы (служил наш герой на Балтийском флоте) профессия водителя. И как тут не делиться знаниями! И он делился. От души, по-отцовски. И с коллегами, что много лет плечом к плечу трудились с ним, и с молодежью, что попадала к нему в ученики, и с родными детьми, если быть точнее, дочерью Татьяной. Получив техническое образование, она вслед за отцом пришла на завод. Десять лет работала техником-технологом Технического отдела, затем стала инженером-технологом. И то ли в наследство от отца она получила одни из лучших качеств - постоянство и целеустремленность, то ли завод с его внутренним духом идейности и сплоченности действительно роднит людей и навсегда становится вторым домом. Но, спустя тридцать лет, она по-прежнему здесь. Вспоминая первые шаги в профессии и своего главного наставника - отца, она благодарна ему за настойчивость и требовательность. Без единой мысли на снисхождение он передавал ей свой бесценный опыт. “Бывало, спорили, сильно спорили, - рассказывает Татьяна Евгеньевна Тимофеева. - Сейчас смешно вспоминать, а тогда сердилась, возмущалась, но никогда не обижалась. Знала, у него всегда было весомое преимущество - невероятная сила накопленных за десятки лет знаний, а вместе с ними абсолютное понимание того, что делает!” Евгений Михайлович был мудрым, но при этом очень требовательным учителем, и это знала не только его дочь. За десятилетия через его руки прошли десятки молодых ребят. Можно сказать, он взрастил целое поколение профессионалов. Помните, я писала, о том, что и по сей день Евгений Михайлович - часть завода, хотя уже не первый год на пенсии. Это действительно так. Он в своих учениках. В их безупречной работе. Знаниях. Воспоминаниях. Есть еще один момент, о котором нельзя не сказать. И это лишь еще раз подтверждает тот факт, что Тарасов был педагогом от природы и, наверное, это тоже его ценный дар, талант. Оказывается, Евгений Михайлович в свое время решил профессионально заняться преподаванием. Отучился на преподавателя школ и курсов по подготовке водителей и стал учить езде на автомобиле горожан. Что ж, в этом деле он, безусловно, стал одним из лучших! И это без отрыва от основной работы на заводе. Из ученика в товарищи - Помню, мы как-то готовили машину, по-моему, “Урал”, для отправки в Чечню, как раз в момент боевых действий. Нам просто нужно было технически ее подготовить, отремонтировать. Но Михалыч пошел дальше. Я тогда не сразу понял зачем, но он твердо решил полностью переоснастить автомобиль. Говорит, пока солдат будет исправлять какие-либо внезапные неисправности, его же убить могут. Он многое видел наперед. Знал, с какими проблемами можно столкнуться, а главное - умел вовремя исправить и переделать. Что сказать, технарь до кончиков ногтей! - рассказывает Николай Васильевич Лушников. В далеком 73-м, окончив инженерный институт и отслужив в армии, он приехал в военный городок. Зак-рытость территории, забор - все это было по душе молодому специалисту. “Я по природе очень дисциплинированный человек”, - признается Николай Васильевич. Тридцать восемь лет они проработали вместе с Евгением Михайловичем бок о бок в родном пятом цехе. Сегодня В. Лушников возглавляет его, а когда-то, встав на должность ведущего технолога ТО, опирался на опыт старшего товарища, учился у него. И был в их профессиональном союзе один очень важный момент. “Тарасов по сути своей технарь, я - инженер, и на работу мы смотрели под разным углом”, - подмечает начальник цеха. И, конечно же, каждый из них отстаивал свою точку зрения в работе. Но именно в спорах и дебатах рождались гениальные решения по усовершенствованию процесса работы и деталей. Кстати, многие из тех самых рационализаторских предложений - результат многочасовой полемики. В удостоверениях, врученных за идеи, часто мелькали сразу две фамилии - Тарасов и Лушников. “Знаете, он не только хороший учитель, но и прекрасный человек, добрый и отзывчивый, и за это мы все ему очень благодарны! - добавляет Николай Васильевич. И передает уже свой многолетний опыт молодым специалистам. А мне лишь хочется добавить, что история любого предприятия - это история людей, которые верно трудятся на нем. Анастасия ИВАНОВА. |
Категория: Человек дела | Просмотров: 773 | |
Всего комментариев: 0 | |