11:46 Как сегодня пресечь коррупцию в госзакупках ? |
Коррупция при госзакупках - одна из основных причин, по которым бюджет РФ значительно недополучает средства из бизнес-сектора. Для борьбы с этой проблемой зачастую применяются чисто бюрократические методы, а именно - принятие новых законов, ужесточающих условия ведения бизнеса. Такой подход к решению вопроса действует по принципу "кнута и пряника", за счет поощрений и наказаний, которые призваны удержать нечистоплотных предпринимателей от двурушничества. Однако, поощрения, как правило, настолько малы, а наказания настолько незначительны, что итоговая теневая прибыль от незаконных сделок полностью перевешивает чувство страха и жажду наживы у тех, кто мог бы оказаться под прессом государственной машины в лице ее контролирующих органов. Там, где возникает конфликт интересов (в частности - финансовых), в принципе невозможно нормальное функционирование процессов госзакупки, и компетентные органы должны это понимать. Компании-посредники, располагающие своим бюджетом и самолично выбирающие для себя поставщиков, стремятся минимизировать свои затраты, чтобы часть выделяемых государством средств положить себе в карман. В то же время, их недобросовестные исполнители из кожи вон лезут для того, чтобы хоть в чем-то "объегорить" не разбирающихся во всех нюансах процесса предпринимателей. Стоимость контракта в таких случаях может быть увеличена как за счет повышения объемов закупаемых товаров (что-то не учли, где-то не досчитали), так и благодаря "дополнительным услугам", которые совершенно неожиданно могут потребоваться для выполнения всех условий договора. В итоге этот "снежный ком" неучтенных и непроконтролированных затрат растет в геометрической прогрессии, и предпринимателю ничего не остается, кроме как идти на "серые" коррупционные схемы, чтобы хоть как-то отбить свои деньги. Для того, чтобы грамотно и без лишних затрат пресечь коррупцию на стадии государственных закупок, нужно следовать представленным ниже рекомендациям, которые успели хорошо себя зарекомендовать за последние годы. 1) Сформировать в структуре контролирующих органов четкую антикоррупционную политику, в которой должны быть предельно ясно обозначены все возможные конфликты интересов сторон. Все попытки утаить факты коррупции в личных интересах должны наказываться как крупными штрафами, так и лишением должности. 2) Среди представителей госконтроля обязательно должны быть лица, подчиненные разным руководителям, не связанным друг с другом. Это позволит пресечь создание договоренности между ними для участия в незаконных "серых" схемах. 3) Процесс госзакупок по возможности должен осуществляться автоматически. Благодаря этой превентивной мере, вся информация о финансовых потоках будет храниться в единой электронной базе, и пространство для потенциальных коррупционных манипуляций резко уменьшится. 4) Поставщики, выполняющие госзаказ, обязательно должны подбиратьтся на конкурсной основе. Между претендентами должна существовать если не острая конкуренция, то хотя бы спортивное соперничество. Тендер в итоге следует отдавать тому, кто сумел лучше других доказать свою заинтересованность в осуществлении только "чистых" и законных финансовых схем. 5) Чем больше посредников, тем выше вероятность процветания среди них коррупции, поэтому при осуществлении госзаказа желательно работать напрямую с самим поставщиком. В нынешней ситуации этого добиться непросто, но стремиться к этому заказчик должен в любом случае. 6) Кадры решают все, а значит и на местах сотрудников в структуре госзакупок должны работать люди, на которых действительно можно положиться. Пристраивать туда родственников и друзей, или "засылать" соглядатаев совсем не обязательно. Достаточно просто уметь разбираться в людях и заранее определять, кто может стать потенциальным коррупционером, а кто - нет. Все эти советы ни в коем случае не претендуют на новизну и безотказность. По большому счету, государственные структуры начали их использовать еще в средние века, естественно, в несколько более примитивном виде, чем сейчас. История показала, что за полтысячелетия человечество так и не придумало ничего более стоящего и по-настоящему революционного в плане борьбы с двурушничеством и коррупцией. Как известно, времена меняются, а люди не меняются никогда, поэтому чем старее правило, тем больше вероятность, что оно действительно работает. Опять же стоит отметить, что абсолютной защиты от нечистоплотности участников сделки на сегодняшний день не существует (и не существовало никогда). Даже в Саудовской Аравии, где за воровство по сей день отрубают руки, с коррупцией не все так гладко, как хотелось бы. Что уж говорить о менее жестоких наказаниях, таких как тюремный срок или еще того смешнее - штраф и увольнение. |
Категория: Право и закон | Просмотров: 904 | |
Всего комментариев: 0 | |