Сёрфинг для тех, кто понимает
Эти волны не оближут вам ладоней и не разобьются отчаянным прибоем об утёс. Они заворожили людские умы, стали научной сенсацией и явили собой начало новой эпохи в познании. А рассказ о них - о гравитационных волнах - в исполнении всемирно известного астрофизика из Индии, профессора Камала Канти Нанди по ощущениям схож с погружением в воду с большой высоты: восторг, волнение и бешено пульсирующий вопрос - "Что же дальше?".
ИЗДЕРЖКИ РЕВОЛЮЦИИ
Актовый зал факультета математики и информационных технологий СФ БашГУ. Солнце уже высоко, светло глядят с настенных портретов С.П.Королёв, П.А.Капица, А.Н.Колмогоров. Лица
Мой сосед по студенческой скамье - Иван Иванович Логинов, школьный учитель физики. Он приехал на лекцию из Мелеузовского района. На столе перед ним пухлая тетрадь в красной обложке. Её с радостным возгласом: "Иван Иванович!" чуть не сметает третьекурсница:
- Физику с полуслова понимаешь, когда Иван Иванович преподаёт, - с благодарностью вспоминает Анжелика, его выпускница. Она будущий учитель математики, а физика станет её дополнительной специальностью.
- Вы напишите ещё, что я атеист, а то все сейчас в бога верят, - добавляет польщённый учитель.
- А вы во что верите?
- Я в разум человеческий верю: только человек мог придумать такие информационные технологии. Мне 70 лет (в это поверить невозможно, мой собеседник выглядит лет на двадцать моложе. - авт.). Я давно физику преподаю, понимаю, как устроены компьютеры, мобильные телефоны, но не устаю восхищаться людьми, которые всё это придумали. Боготворю таких людей.
Аудитория заполнена, и профессора Камала Канти Нанди слушателям представляет не менее известный в мировых научных кругах учёный-физик А.И.Филиппов. Обнаружение гравитационных волн на установках гравитационно-волновой обсерватории LIGO (США) Александр Иванович называет новой революцией в физике, сравнимой с изобретением компьютеров. Впрочем, по иронии судьбы издержки информационной революции не заставляют себя ждать. Дело в том, что в предвкушении лекции графитная доска на сцене походит на квадратную чёрную дыру - и она действительно способна целиком поглотить внимание присутствующих, когда лектор касается её мелом. Но очарование открывающейся тайны бесцеремонно будут разрушать звонки и смс-сигналы чьих-то невыключенных гаджетов...
ПРО ВОЗМУЩЕНИЕ, ЗМЕЙ И РЯБЬ НА ВОДЕ
Публичные лекции профессора Камала Канти Нанди - событие ежегодное. О них помнят, их ждут студенты, школьники, учителя. Позитивный, эмоциональный, профессор умеет удивляться и удивлять других. Когда учёный начинает говорить, наши школьные знания, выцветшие, как коллекция бабочек, вдруг обновляются - бабочки оживают. Почему ньютоновский закон всемирного тяготения - это великое открытие? Потому что он справедливо описывает и падение яблока, и движение планет. Почему же ньютоновская теория не вполне верна? Потому что в физике нет последнего уравнения, и по мере совершенствования наблюдательной техники законы, которые были верны вчера, сегодня необходимо модифицировать. Мы вспоминаем первый закон Кеплера, открытие французским астрономом Леверье аномалий в смещении перигелия орбиты Меркурия. Нам напоминают, что это смещение - всего 43 угловые секунды за сто земных лет! - позволило бросить вызов законам Ньютона, а впервые о гравитации как об эффекте искривления пространства заговорил Эйнштейн, и его теория объясняла наблюдения астрономов. Теперь самое интересное. Все мы находимся в четырёхмерном пространстве-времени, формируя вокруг себя неровности этого самого пространства-времени. А гравитационные волны похожи на рябь на воде: они возникают тогда, когда происходит возмущение пространства-времени. Другими словами, гравитационные волны - это рябь пространства-времени, созданная ускоренно движущейся массой. Распространяются они со скоростью света. И в отличие от, скажем, электромагнитных волн, не движутся сквозь пространство-время - гравитационные волны и есть пространство-время! Между прочим, оно сжимается и растягивается. Профессор показывает на математической модели этот процесс, напоминающий движение змеи, и комментирует:
- Мы этого не видим, но поверьте на слово, что это происходит. Даже хорошо, что мы этого не видим и не слышим: иначе в мире не осталось бы красоты!
Самые мощные источники гравитационных волн - двойные звёздные системы, которые кружат друг возле друга, как боксёры на ринге. А ещё - пульсары, взрывы сверхновых... Почему доказательство существования гравитационных волн - это так важно? Зачем финансировать дальнейшие исследования? Это важно, потому что гравитационная астрономия - то новое окошко, через которое мы можем получать информацию о Вселенной - новую информацию, не способную проникнуть к нам ни в одно из прежних окошек...
"В ИНДИИ МЫ СЛЫШИМ БИЕНИЕ СЕРДЕЦ"
После лекции профессор терпеливо выдерживает сеанс фотосессии, а я про себя ворчу: мало кто из слушателей позаботился о том, чтобы захватить с собой блокнот и хоть что-то записать, зато запечатлеть себя любимого на снимке с учёным пытается едва ли не каждый второй. Наконец у нас есть несколько минут на разговор, беседует с нами так же, как даёт лекцию - через переводчика.
- Заметно, что вам доставляет огромное удовольствие читать лекции. Но сегодня в аудитории не только студенты, но и обычные люди, далёкие от физики - они никогда не совершат открытий, они бесперспективны для науки. Вам не жаль сил?
- Я очень люблю разговаривать с простыми людьми: мне кажется, я могу на доступном уровне удовлетворить их потребность в понимании важных и интересных вещей. С другой стороны, я понимаю, что физика живёт на деньги налогоплательщиков, и отчёты перед ними - вещь нужная, - смиренно опускает глаза Камал Канти Нанди, сияя лукавой улыбкой.
- Почему людей независимо от их профессии так интересует космос? Мы ведь даже свою, земную, жизнь не умеем достойно обустроить! Это что, бегство от реальности?
- О космосе ничего нельзя понять, если не знать физики. Космос - это физика в чистом виде. Человеку присуще задавать вопросы, а когда мы смотрим в небо, наше воображение устремляется ввысь, и это оказывается более захватывающим, чем то, что окружает нас в повседневности. Но мы так же мало знаем о космосе, как и о том, что внутри нас, внутри атома! Атом так же необъятен, как космос. Конечно, уход от реальности ни при чём, интерес к непознанному - это свойство человеческого мышления. А для того, чтобы убежать от жизни, космос не нужен, есть способы попроще. Я даже знаю какие, - смеётся профессор.
- Когда мы с вами беседовали прошлым летом, вы признались, что ваша самая большая мечта - чтобы не было войн. За год она не стала реальностью и даже не приблизилась к ней. Чем жить, когда мечта не сбывается?
- К сожалению, на том уровне, на котором мы находимся, война - часть нашей жизни, - горестно констатирует учёный. - Давно известно, что мир несправедлив, что есть борьба слабых и сильных и она не в пользу первых. Но победить войну надо, надо жить ради этого.
- Может быть, если будет больше учёных, в мире станет спокойнее? За научную истину ведь нет кровавой вражды...
- Безусловно, если бы было больше образованных людей, войн было бы меньше. Важнее всего развивать логическое мышление у людей, это могло бы их уберечь от многих неразумных поступков.
Отвечая на вопросы моих коллег, профессор рассказал о своих научных интересах:
- Сначала я женился на математике, ведь математика - это настоящая поэзия. Но в аспирантуре моим научным руководителем был физик. Я понял, что существуют интереснейшие связи между физикой и прикладной математикой и принял новую религию - стал физиком с блестящим математическим аппаратом.
- Чем отличаются российские студенты от индийских? - спросили учёного.
- В Индии, когда преподаватель говорит, в аудитории - абсолютная тишина, мы даже слышим биение сердец. В России студенты разговаривают на лекциях. А в уровне подготовки разницы нет: у всех моих студентов огромная тяга к знаниям, и если меня не понимают, я виню только себя.
Екатерина Яковлева
|