WhatsApp: психология репостов - 15 Ноября 2016 - Конкурс СМИ - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » 2016 » Ноябрь » 15 » WhatsApp: психология репостов
14:30
WhatsApp: психология репостов
В Якутии люди вступают в огромное количество групповых чатов популярного мессенджера: отправляют по утрам картинки с пожеланиями, делятся новостями, и все, независимо от пола и возраста, находятся на связи.



«Наш университет_online» поговорил с психологами, филологами, разработчиками мобильных приложений, чтобы разобраться, почему у людей появилась привычка делать разного рода рассылки и порой участвовать в распространении ложной информации?

Для закрепления

Мы не будем много говорить о том, что мессенджер популярен в Якутии, но главные факты и цифры упомянуть все же стоит.

Так, в начале февраля 2016 года число активных пользователей WhatsApp достигло миллиарда. По данным компании, на сегодняшний день ежедневно посредством приложения пересылается более 42 миллиарда сообщений, 1,6 миллиарда фотографий и 250 миллионов видеозаписей.

Одним из самых активных регионов России, использующим WhatsApp, является Якутия. Согласно данным опроса сайта Drom.ru, в котором участвовало 36 693 человека, мессенджером пользуются 93,7% из числа опрошенных. В Якутске, по данным ежегодного опроса группы компаний «Синет», за 2015 год количество активных пользователей интернета оценивается в более 200 тысяч человек, 90,4% из них – любители мессенджера WhatsApp.

Дело двух галочек

В специализированных интернет-ресурсах мобильных разработчиков часто можно видеть посты о правилах, приемах и других способах удержать пользователя в своем приложении. Относительно WhatsApp они любят приводить в пример галочки− индикаторов отправки и доставки сообщения.

Первая галочка, означающая, что сообщение доставлено на сервер, появляется за доли секунды. Так создается ощущение, что мессенджер по сравнению с другими приложениями быстрее. Эти галочки часто сравнивают с iMessage (стандартный мессенджер iOS), который, в свою очередь, при отправке письма показывает человеку процесс одной линией – она движется через весь экран, показывая текущий статус загрузки сообщения. Человек поневоле следит за этой линией, пока сообщение не будет доставлено.

В случае с WhatsApp пользователю достаточно увидеть первую галочку, хотя скорость по сравнению с другим мессенджером в одинаковых условиях может быть равной

Кроме подобных приемов, нередко разработчики приложений стараются все действия пользователя сделать максимально простыми: иконка сердца в Instagram – лайк, изображение стрелок в социальной сети Twitter – ретвит. В WhatsApp, чтобы сделать рассылку или репостнуть одно сообщение, надо совершить больше действий: скопировать сообщение – зайти в другой чат – вставить сообщение в текстовое поле – нажать «Отправить». Однако это не останавливает миллионы людей делать репосты.

Дело может быть не только в простоте и быстроте приложения, говорит директор малого инновационного предприятия СВФУ «Многомерные технологии» Таисия Тарабукина. «Простота интерфейса безусловно имеет место быть, чтобы пользователю было удобнее. Чем больше непонятных кнопок, тем больше человек пугается. Но это не является основой. Если интерфейс был сделан второпях, но приложение способно цеплять и быть полезным, то оно будет иметь успех», ‒ приводит пример популярного мессенджера директор МИП.

Она утверждает, что на самом деле в мессенджере не так уж трудно делать репосты. Современные технологии ориентируются на поколение, «которое идет вперед»

Что говорит психология

Известно, что найти автора какой-нибудь рассылки в WhatsApp не так-то просто. После прочтения очередного репоста у пользователей бывает популярным вопрос, кто вообще мог такое написать.

В Центре практической психологии СВФУ предполагают, что рассылками в WhatsApp в основном занимаются люди, у которого много свободного времени. Источником сплетен, слухов и разного рода фантастических новостей в мессенджере являются люди, которые не видят в себе особой ценности. По оценке психологов, им может не хватать чувства собственной значимости.

«Такого рода общение популярно среди людей с коммуникативными барьерами. Для них так удобнее. В жизни они могут быть другими, нежели в интернете. Если вызвать их на личную встречу, не факт, что придут. Однако есть множество случаев, когда посредством интернет-общения создаются пары и семьи. Так что это не имеет только негативный характер», – говорит психолог центра Айина Филиппова.

Число людей, которые верят всему, что им присылают, может со временем сократиться, считает психолог. В основном это люди, не обладающие достаточным опытом пользования интернетом, чтобы различить сомнительную информацию от правдоподобной.



Кроме людей, особо ничем не занятых, источниками сплетен и похожего рода рассылок являются люди с экстернальным локусом контроля, считает кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной и этнической психологии СВФУ Мария Нафанаилова. «Экстерналы – это люди, которые ищут причины тому, что происходит в их жизни, вовне. Они могут считать, что во всех их бедах виновата, например, политическая ситуация в стране, начальник на работе и другие люди», − объясняет психолог.

По части неправдоподобных, называемых в народе «вацаповских» новостей, по мнению эксперта, прослеживается влияние средств массовой информации. То есть люди «клюют» на такие новости, как и на желтую прессу

«Есть вероятность и клиповости мышления. Такие люди предпочитают получать информацию небольшими порциями, отрезками. Большинство людей не читают книг, им больше по душе «топ-10 афоризмов из романа «Война и мир», к примеру. Это и есть клиповость мышления», – добавляет она.

Что касается групповых чатов, которые у особенно активных пользователей мессенджера исчисляются десятками штук, по мнению кандидата психологических наук, это является попыткой «быть везде и контролировать все». Не исключено, что это дает человеку чувство, что он не одинок.

«Группы ведь бывают разные. Например, есть группа «Шитье и хобби» (неточное название), так люди стоят в очереди, чтобы попасть в нее. Стать участником сообщества может быть уже некой мечтой для человека, и он радуется, когда удается наконец достичь желаемого. Такие сообщества можно вполне рассматривать как отдельные социальные группы со своими ценностями, правилами и законами: кто-то назначается дежурным, который ответственен за контент, кто-то отвечает на все вопросы, кто-то удаляет спам и прочее», − говорит Мария Нафанаилова.

Существует мнение, что в WhatsApp, как и в интернете в целом, люди могут иметь образ другого человека, казаться кем-то. «Есть такое понятие, как «публичное Я». Это образ, который мы показываем публике. Например, я очень хочу заниматься спортом, но часто ленюсь. Поэтому, когда я иду тренироваться, то обязательно как-нибудь зафиксирую это и всем сообщу в интернете. У людей может сложиться впечатление, что я веду активный образ жизни, мне станут говорить, что я молодец. Тем самым, я получаю позитивную обратную связь и повышаю свою самооценку. На самом деле, конечно, это немного грустно, но совершенно нормально в современном мире», ‒ объясняет психолог.

Основные приемы

В Якутии давно стали обыденностью новости о разных рассылках, которые вызвали общественный резонанс и породили множество слухов. Одни пускают сплетни, другие отправляют смешные истории, но почему одни сообщения пользуются популярностью, а другие нет?

По мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Татьяны Бердниковой, рассылки можно разделить на две большие группы: «К первой группе относятся нейтральные сообщения, которые призваны проинформировать о чем-либо. Получатель вправе принять самостоятельное решение. Сообщения второй группы призваны убедить или переубедить в чем-либо, побудить к действию. Они пытаются породить и всколыхнуть общественное мнение».

Также эксперт отметил отсутствие этичности речи: «Во многих репостах и отзывах на них проявляется открытая агрессия. В очередной раз мы ‒ носители языка, видим, что язык отражает жизнь общества».

Чтобы получить наибольший отклик, авторы рассылок зачастую прибегают к разным приемам, считает кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета СВФУ Татьяна Никаева: «Длинные тексты люди не всегда дочитывают до конца, если в первых двух предложениях нет какой-либо интриги или чего-то интересного. Поэтому, во-первых, тексты стараются делать либо как можно короче, либо с кричащими заголовками».

Кроме того, эксперт отмечает, что наиболее востребованными являются сообщения на социально-значимые темы. Также авторы часто прибегают к запугиванию и к явному преувеличению фактов

«Например, когда стало известно о распространении гриппа в республике, появились разные аудиосообщения, якобы с каких-то совещаний. В одном из них говорится, что состоялось какое-то закрытое совещание. Слово «закрытое» в данном случае уже влияет на сознание людей. То есть речь идет о никому не известной, секретной информации, и у человека появляется интерес. Далее в этой записи женщина говорит, что таких данных нигде нет, откровенно запугивает какими-то цифрами о состоянии распространения гриппа и личными примерами. Конечно, это сообщение было предметом рассылок у населения в первую очередь. Дошло до того, что Роспотребнадзору пришлось публиковать официальное опровержение», ‒ приводит пример психолингвист.



В целом, эксперты отмечают достаточно низкий уровень грамотности в интернете. Наблюдается тенденция влияния устной речи на письменную, а привычка сокращать слова, чтобы сэкономить время и свои усилия, имеют другие последствия.

«Как психолингвист могу сказать, что сейчас у большинства молодых людей абсолютно другое мышление, чем у других поколений. Они не могут излагать свои мысли, анализировать и, как следствие, не могут грамотно строить речь и грамотно писать. Проще переслать готовое сообщение, чем написать что-то самому», – заключила Татьяна Никаева.

P.S. Мысли относительно того, почему люди делают множество различных репостов в популярном мессенджере, у всех экспертов оказались разными. Однако все придерживаются мнения, что для большинства WhatsApp почти такая же социальная сеть, как и «ВКонтакте» или Facebook, только без долгой регистрации и с отсутствием лишних инструментов. Несмотря на причиняемый иногда дискомфорт, он остается удобным в плане передачи информации и как средство для поддержания связи со своими близкими.

Берегите группу «Аймахтар» (в пер. с якутского – «Родственники»)!


Автор иллюстраций: Алдан ЛУКАЧЕВСКИЙ, редакция новостей СВФУ
Категория: Цифровое общество и реальный мир | Просмотров: 761 | Добавил: oredsvfu | Теги: Якутия, whatsapp
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!