Главная » Файлы » Главные новости » Предпринимательство |
30.12.2016, 09:00 | |
Чем занимаются малые и средние предприятия в Псковской области? Легко ли быть индивидуальным предпринимателем и каковы перспективы жизни в регионе, который считают самым бедным и депрессивным в России? Ответы – в исследовании о жизни малого предпринимательства на Псковщине. Псковская область – интересный, и даже уникальный регион. Несмотря на то, что в области самые маленькие зафиксированные среди всех субъектов Российской Федерации заработные платы – всего 22 тысячи рублей, и реально располагаемые доходы населения – около 15 тысяч рублей, предпринимательский потенциал населения высок. На каждые 35 жителей региона приходится по одному малому предприятию или зарегистрированному индивидуальному предпринимателю. Деловую активность проявляет каждый десятый взрослый, а каждый третий встреченный на улице мужчина среднего возраста – гарантированно генеральный директор или индивидуальный предприниматель. (Проводить координационные совещания по вопросам развития малого бизнеса можно без предварительной подготовки – всего лишь обратившись к прохожим). Малый и средний бизнес представляет крепкую идеологическую опору всей экономики региона, как производитель, переработчик и потребитель общественных и социальных благ и реальных товаров. Субъекты малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальные предприниматели, формируют треть рабочих мест (94 тысячи) для населения, при этом каждый предприниматель, в среднем, обеспечивает занятость еще двух человек, кроме самого себя. Выручка от деятельности малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей составляет 167 млрд рублей в год - 38 % от оборота всех хозяйствующих субъектов в регионе, при том, что годовой оборот предприятий, не являющихся средними и малыми (МСП) составляет – 277 млрд рублей (62 % от общего оборота). Индивидуальные предприниматели и малые организации преобладают в численной структуре всех предприятий и организаций региона. В 2016 году было зарегистрировано на 14% больше, чем в 2015 году, юридических лиц (порядка 1200 организаций) и индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (почти 2400 физических лиц). В УФНС России по Псковской области полагают, что на территории региона сохраняется благоприятный климат для создания бизнеса, о чем свидетельствует рост числа налогоплательщиков. При этом УФНС умалчивает, сколько людей выходит из бизнеса. Согласно среднестатистическим наблюдениям последних шести лет, ежегодное число выходящих из бизнеса предпринимателей, приблизительно на 10-13 % меньше, чем приходящих. Поэтому складывается впечатление, что малый бизнес развивается, хотя это и не так. Расчет число тех, кто уже неоднократно вставал на учет в качестве предпринимателя, потом снимался с него и снова вставал. Постоянной работы в регионе мало, государство не предоставляет рабочих мест в производственном секторе, где хотели бы трудиться многие предприниматели. Поэтому и кружат люди от личного бизнеса к работе по найму и обратно в поисках лучших условий. Чтобы повысить предпринимательскую активность, начиная с 2015 года, в регионе были введены «налоговые каникулы» для предпринимателей. «Каникулы» подразумевают снижение ставок налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, для юридических лиц с 15 % до 10% и 5%, а для впервые зарегистрировавшихся ИП и вовсе до 0%. Но этих условий не достаточно для развития бизнеса. Они вообще не будут работать, так как не решают проблем предпринимателей с организацией кооперации, сбыта продукции, бартерных отношений, как альтернативной формы расчетов. По данным территориального органа федерального органа государственного статистики – Псковстата, от 20 до 30 % малых предприятий и предпринимателей не вели деятельность в 2015 году. А почему не вели – власти не знают. Чем занимаются предприниматели и комфортно ли им работать? Здесь начинается самое интересное. Чтобы понять – как живет бизнес сейчас и каковы его перспективы, нужно провести сравнительное исследование деятельности всех хозяйствующих субъектов. В Псковской области, по данным Псковстата, успешно работают 79 средних и почти 6 тысяч малых организаций, 9 тысяч ИП и 4,5 тысячи предприятий, не относящихся к СМП, среди которых 200 – крупные промышленные предприятия. Основным видом деятельности для всех субъектов, кроме среднего бизнеса является – оптовая и розничная торговля. На втором месте – операции с недвижимым имуществом и аренда (у ИП – на втором месте более доступный вид занятости – предоставление транспортных услуг, т.е. работа в службах такси, и только на третьем – риэлторская деятельность). И подобное распределение интересов не меняется с 2010 года. Сдвинуть приоритеты в сторону производственного сектора экономики и научных разработок властям не удается. Малый бизнес, включая ИП, практически не стремится заниматься сельским хозяйством, он выдавлен с этого поля деятельности крупными предприятиями, которые получают беспрецедентную поддержку со стороны властей. Малому бизнесу также интересны обрабатывающие производства и строительная отрасль, но «вход» в них слишком высок. Наиболее доступными остаются виды деятельности с малыми начальными вложениями – услуги населению. Научные разработки не осуществляются. Сегодня заинтересовать малое предпринимательство внедрением инноваций весьма затруднительно. Если в первом квартале 2011 года в России было создано 210 малых инновационных предприятий, занятых разработкой и внедрением в производство наукоемких технологий, то в первом квартале 2016 года таких предприятий зарегистрировано только 29. Государственная стратегия могла бы решить эти и другие проблемы и коренным образом изменить ситуацию, считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Средний бизнес ведет себя иначе. В первую очередь его интересует производственный сектор, затем торговый и сельскохозяйственный, строительный и транспортный. Кроме того, показательны объемы вложений в средства производства. Средний бизнес, хоть и не формирует в регионе прогрессивный средний класс, но демонстрирует высокий интерес к стратегическому планированию. Вложения среднего бизнеса в основной капитал в перерасчете на одно предприятие составляют 11 млн рублей в год, в то время как предприятия, не относящееся к СМП вкладывают – 3,5 млн рублей, а индивидуальные предприниматели – лишь 40 тысяч рублей в год. Теперь о рабочем комфорте. Руководитель бизнес-инкубатора «Новация»» Владимир Иванов в качестве основных проблем, с которыми к нему обращаются предприниматели, называет недоступность арендных площадей для размещения производств, нехватку юридических и экономических знаний, особенно – при общении предпринимателей с кредитными организациями, давление на бизнес со стороны контролирующих органов. Владелец авторемонтной мастерской Александр Семёнов отмечает, что сейчас предприниматель завален возложенными на него обязательствами по предоставлению различной отчетности в контролирующие органы и должен заниматься ненужной ему самому «бумажной» работой вместо того, чтобы делать свою работу. Юлия Королёва, собственник парикмахерской, считает, что применяемые к предпринимателям меры административных наказаний за предоставление документов с нарушением и без того коротких сроков слишком суровы. Если лично для чиновника выписанный им штраф в 100-200-500 рублей ничего не значит, то для предпринимателя – это не только расход, но, и самое главное – потеря личного времени на приведение бизнеса в порядок, в котором он просто не может находиться из-за того, что количество обязательных требований превысило все разумные границы. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2015 года, составленном Агентством Стратегических Инициатив, Псковская область отнесена к четвертой группе регионов из пяти возможных (первая группа, которую возглавляет Республика Татарстан – самая инвестиционно привлекательная). Поддержка малого предпринимательства в регионе получила «двойку» (по пятибалльной шкале, где максимальный балл – самый лучший). Почему? Потому что в регионе при наличии развитой инфраструктуры для бизнеса, высок гнет со стороны контролирующих и властных структур при крайне низкой эффективности организационной, финансовой и нефинансовой поддержки малого предпринимательства. А самый большой пробел – как раз в информационном пространстве. За 2016 год на официальном портале органов власти Псковской области pskov.ru с тегом «малый бизнес» опубликовано 11 сообщений информационного характера, в 2015 году – 30, в 2014 году – 14, в 2013 году – 29, а с тегом «бизнес» и того меньше. Специальный информационный портал для бизнеса так и не создан, хотя эта идея высказывалась неоднократно. Откуда бизнесмены могут узнать о ежедневно проводимых для них мероприятий по их же поддержке – неизвестно. Поэтому и укрепляется мнение, что малый бизнес вообще забыли пригласить к диалогу и спросить у него самого – что же ему нужно? Почему не помогает власть? Складывается впечатление, что никто в регионе, кроме ученых-экономистов и журналистов, а также бывших сотрудников ныне ликвидированного Института регионального развития, такого (элементарного) исследования – о жизни малого бизнеса - за все годы так и не проводил. И действия властей в отношении малого бизнеса, поэтому, носят несвязный и, временами, несуразный характер. Например, отвечая на вопрос журналиста «Сколько заявок от предприятий региона на получение государственной поддержки поступило в администрацию Псковской области в 2014-2016 годах, и сколько из них было удовлетворено?» председатель Государственного комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Андрей Михеев констатировал: - За 2014 - 2016 гг. в Комитет поступила 261 заявка от субъектов малого и среднего предпринимательства, из них по 194 было принято решение о предоставлении государственной поддержки. В частности, оказана поддержка по 12 заявкам от центров времяпрепровождения детей, по 14 – от организаций художественных промыслов, удовлетворено 111 заявок связанным с компенсацией расходов организациям по лизинговым договорам, удовлетворено 54 обращения, связанные с модернизацией производств и 3 заявки с повышением энергоэффективности предприятий. И это притом, что в Псковской области работают девять тысяч предпринимателей и шесть тысяч малых предприятий, а в год только 87 из них подают заявки на поддержку! У представителей власти нет разумного ответа на вопросы: «как субсидирование процентов по лизинговым договорам помогает выпуску реальных товаров малыми предприятиями» и «зачем поддерживать риэлторов и рантье, которые не производят ВВП»? Однако власти продолжают настаивать на проводимой ими существенной поддержке малого бизнеса и приводят иные, расширенные, данные. Но эти декларации, сделанные через подконтрольные властям средства массовой информации, разбиваются о реализм и здравый смыл. Считайте сами. По словам заместителя губернатора Псковской области Сергея Перникова, благодаря поддержке, которая была оказана в 2016 году более 2 тысячам субъектам малого и среднего бизнеса, удалось сохранить не менее 5 тысяч рабочих мест и создать 110 новых, инвестировать в новое оборудование порядка 200 млн рублей, заключить 13 новых экспортных контрактов, увеличить количество малых предпринимателей на 10%, объем экспорта — на 4%. По расчету, каждый десятый субъект СМП получил государственную поддержку. В докладе «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Псковской области», подготовленном органами власти региона в 2016 году для широкой общественности, приводятся более фантастические достижения. Например, указывается, что за шесть лет своей деятельности «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» провел профессиональную подготовку 16 252 сотрудников для малого и среднего предпринимательства. Если учесть, что в среднем, на предприятиях СМП работает 94 тысячи человек, то получается, что обучение прошел каждый пятый. Проверка, проведенная «выходом в поле», эти данные не подтвердила. Более того, оказалось, что многие предприниматели и их работники вообще не в курсе того, что подобная поддержка оказывается. В том же докладе сообщается, что Фонд провел 1916 консультационно-информационных мероприятий. Получается, что Фонд проводил по 1,27 мероприятия в каждый рабочий день в году. Можно предположить, что у Фонда другая, какая-то «своя математика». Несмотря на задекларированные и принятые региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса, у власти полностью отсутствует долгосрочное и краткосрочное планирование, а проводимая политика не отвечает реальным запросам предпринимательского сообщества. Помощь на местах: «скорая палата» Не только общаться с предпринимателями, но и реально решать их проблемы, став проводником между предпринимателями и властью, готова региональная Торгово-промышленная палата, 75 % членов которой – как раз представители малого бизнеса. Хотя и сама палата сейчас переживает сложные времена (например, с 2013 года количество членов ТПП Псковской области сократилось с 500 до 337), вектор её деятельности выбран на развитие бизнеса в регионах. ТПП – это добровольное саморегулироемое профессиональное объединение представителей бизнеса. Однако, действуя заодно с властью в направлении улучшения бизнес-климата, палата выполняет функцию противовеса необдуманным инициативам, исходящим от представителей органов власти на местах. Презентация Псковской области в ТПП РФ. Фото: Pskov.ru По мнению президента ТПП РФ Сергея Катырина, стратегическая проблема развития МСП – это недостаточная мотивация региональных и муниципальных властей. Так, для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы», ставка налога законами субъектов РФ может быть снижена с 6 до 1 процента. У нас 85 субъектов РФ, но лишь в 22 эта возможность реализована. Почему? Нет экономических стимулов. Нет стимулов и в муниципальных образованиях снижать ставку единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процента, хотя такая возможность предоставлена. Снижение налога, которое проведено в Псковской области, распространяется только на впервые организованные предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности в сельскохозяйственной, производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Предприятия, работающие много лет, никак не поддерживаются. Неналоговые платежи (за очистку воды, за утилизацию твердых отходов и т.д.) - еще одна тема¸ которая волнует весь бизнес без исключения. Президент РФ и глава правительства страны поддержали деятельность палаты в направлении снижения нагрузки на бизнес. Палата подсчитала, что на федеральном уровне таких платежей более 50, а в некоторых регионах - более 70. Глава ТПП РФ считает необходимым, навести порядок и сократить количество неналоговых платежей, а для начала сформировать их реестр, чтобы инициаторы новых налогов могли посмотреть, сколько уже на самом деле платит бизнес. Предстоит в Псковской усовершенствовать механизм участия малого бизнеса в выполнении государственных и муниципальных заказов. Так, стоимость контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд, снизилась с 14,2 % в 2010 году до 5,2 % в 2013 году, а, начиная с 2014 года, такие данные в открытом доступе и вовсе отсутствуют. Эта проблема известна в палате. Анализ, проведенный ТПП РФ, показал: подавляющее большинство малых фирм не намерены участвовать в выполнении госзаказов. В чем причина? В непрозрачности процедур, в коррупции, в том, что, по мнению опрошенных предпринимателей, в торгах побеждают только «свои». Здесь крайне необходимо навести порядок, считает Сергей Катырин. Один из самых чувствительных для бизнеса вопросов – контрольно-надзорная деятельность. На высшем уровне власти поддерживают сокращение количества проверок. И действительно, в 2015 году контролирующие органы провели их в общей сложности на 8 процентов меньше, чем в 2014, однако, жалобы от предпринимателей не прекращаются. Почему? Потому, что на 824 тыс. плановых проверок пришлось 1 млн 180 тыс. … внеплановых. Иными словами, плановые проверки плавно перетекли во внеплановые. Удалось, наконец, добиться, отметил Президент ТПП РФ, чтобы при первичном выявлении нарушений к субъектам МСП применялось административное наказание в виде предупреждения с одновременной выдачей предписания об устранении недостатков (эксперты ТПП РФ неоднократно выступали с таким предложением). Это шаг в верном направлении. Малый бизнес – как правило, очень небольшой коллектив, но очень большой вал указаний, изменений в законах, предписаний и других регламентирующих бумаг. В них несложно малому предприятию потеряться и совершить ошибку, поэтому очень важно не наказывать, а подсказывать. Естественно, при повторном нарушении санкции должны применяться обязательно. Безусловно, трудности малого бизнеса не исчерпываются вышеперечисленным. «Палата проблемы знает и работает над их решением. Но только системное взаимодействие на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном – способно обеспечить развитие малого российского предпринимательства», - заявил Сергей Катырин. В частности, палата Псковской области, в отличие от деклараций властей, проводит реальную и ощутимую работу с предпринимателями. В 2005‑2016 годах более 6 000 человек прошли обучение или получили консультации по вопросам открытия собственного бизнеса и зарегистрировались в качестве ИП, ООО и ЗАО, КФХ, но из них только 96 предпринимателей продолжили общение с палатой — стали членами ТПП Псковской области. Когда на основе опроса в 2015 году были выявлены три попытки захвата бизнеса членов палаты, то палата, не теряя времени, провела конференции в Пскове и Великих Луках по теме «Защита бизнеса в условиях нестабильности. Рецепты от рейдерства». Руководству предприятия «Лесхозмаш» благодаря содействию ТПП удалось снять проблемные вопросы о выдаче паспортов для спецтехники, а также снизить разорительный утилизационный сбор. Есть и другие примеры. И вот такая оперативность – как раз то, что нужно бизнесу, и что ему никогда не сможет дать власть. «Прошедший в конце ноября 2016 года II Съезд ТПП Псковской области показал, что многие компании из числа членов палаты в результате активного поиска вышли на реализацию весьма актуальных решений в сфере совместного инновационного промышленного производства (электротехнический кластер), создание многофакторного универсального портала для международной электронной торговли (ООО «Трейлтранс Логистикс»), полномасштабное раскрытие льготных возможностей для производственных предприятий в ОЭЗ «Моглино» и передовые технологии создания криогенной техники, опережающей ведущих иностранных конкурентов по производительности, технологичности и безопасности (ООО « Промгаз-Технологии»). Это примеры результата кропотливой работы коллективов, грамотного маркетингового расчета и продуманных вложений в перспективные направления, казавшиеся неподъемными для конкурентов!», - отмечает Владимир Зубов, председатель правления ТПП Псковской области. Встреча в ТПП РФ, в 2015 году: Сергей Катырин, Андрей Турчак, Владимир Зубов (слева направо). Фото: Pskov.ru После столь масштабных выводов, остальные обозначенные проблемы малого бизнеса кажутся сущим пустяком. Например, решить общую для всех предпринимателей проблему с поиском арендных площадей по доступной цене, можно, создав интерактивный каталог недвижимости, с указанием условий её аренды и длительности ранее заключенных договоров. Бизнесу не хватает сплоченности: кооперация, как таковая, отсутствует. Однако пример есть. Депутат Госдумы Александр Козловский обратил внимание на вклад региональной палаты в формирование электротехнического кластера в Псковской области, объединяющего с целью выпуска электротехнической продукции 12 производственных предприятий и 5 объектов инфраструктуры: «Благодаря работе Торгово-промышленной палаты удалось расширить географию кластера. При её содействии сейчас продвигаются два перспективных проекта — создание центра, где соединятся наука и производство, и промтехнопарка». Члены палаты считают, что если бизнес на уровне региона сплотится, а членская база составит хотя бы 20‑25% от всех компаний, то мнение деловых кругов получит гораздо больший вес. Но есть локальные задачи, которые можно решить только совместными усилиями. Одна из проблем обычного предприятия, в котором работают 5-10 человек, - слишком большая нагрузка по ведению бухгалтерского и налогового учета. Очевидно, что уже происходит совершенствование учета движения денежных средств (налоговые органы контролируют не только расчетные счета в банках, но и начинают фиксировать денежные потоки с использованием контрольно-кассовой техники), однако этих изменений не достаточно – нужны конкретные меры по сокращению «отчетной» нагрузки на бизнес. Давно пора переводить налоговый учет и контроль за деятельностью предприятий в абсолютно прозрачную автоматизированную систему учета доходов, расходов и налогов. Решение зависит от скорости осознания Правительством РФ настоящей действительности и выгод для страны от создания подобной информационной системы. Также нужно расширять взаимодействие власти и бизнеса через механизмы государственно-частного партнерства, варианты которых рассмотрены в статье «Власть и бизнес: партнёры?». И настоящее время в региональной администрации решено скоординировать работу по поиску потенциальных предпринимателей, готовых реализовывать уже разработанные проекты. 2017 год – год перемен Первая весть пришла из ТПП РФ. Благодаря поправкам в Федеральный Закон о бюджете малое и среднее предпринимательство получит на свое развитие в 2017 году в два с лишним раза больше средств, чем изначально планировалось, именно этого добивалась Палата, заявил Сергей Катырин. Итоговая сумма прямого финансирования по подпрограмме «Развитие малого и среднего бизнеса» на будущий год составит более 20,6 млрд руб. Это существенно для развития малого и среднего бизнеса, подчеркнул президент ТПП РФ. Вторая весть – от Сергея Перникова. По его словам, в 2017 году начнется внедрение целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства», которая предусматривает развитие системы одного окна, сельхозкооперации, реализацию образовательных программ, финансово-имущественную поддержку, систему налоговых льгот, содействие начинающим предпринимателям, создание единой информационной системы предпринимательства, снижение избыточных требований и другие направления. В общем, всё то, о чем многие предприниматели уже давно. «Мы своих инвесторов носим на руках!» – эту фразу губернатора Псковской области Андрея Турчака, ставшую крылатым выражением, необходимо применить к малому бизнесу, поддержать который должно как раз государство и тогда всё встанет на свои места. Сацыперова Ёжина В статье использована информация, предоставленная РИА «Аквила» - информационное агентство «Агентство практической журналистики «Аквила»» Инфографика и коллаж: © сетевое издание «Копирайтер» | |
Просмотров: 2455 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | |
Главные новости | |||
Всего комментариев: 7 | |
| |