13:34 Кому спасать российскую науку? |
Кому спасать российскую науку? День науки для российских ученых в последние годы стал грустным праздником. Слишком тяжелыми для ученого мира стали реформы, проводимые в сфере образования. В каком состоянии сегодня находится наука в России в целом и в Адыгее в частности, почему подающие надежды молодые исследователи не торопятся выбирать научную стезю и кому надо сказать «спасибо» за развал российской науки, в интервью «СА» рассказал директор Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им.Т.Керашева доктор филологических наук, профессор Батырбий Берсиров. — Как можно оценить состояние науки в стране? — Что скрывать, состояние науки вселяет тревогу. Бесконечные преобразования в Академии наук справедливо воспринимаются как ущемление большой науки. Научные работники все-таки живые люди, причем эмоциональные. В советское время практически все достижения строились на открытиях Академии. Приоритеты в освоении космоса, в промышленности, в области естественных наук — это результат крупномасштабных исследований. Современная Россия в науке — наследница Советского Союза. Нельзя просто взять и потерять все, что нарабатывалось годами! А больше всего тревожит тот факт, что страна теряет сотни тысяч молодых умов. За последние два десятилетия из России уехало порядка 500 тысяч ученых. Такой отток интеллекта — страшная потеря. Не в том беда, что специалист уехал, а в том, что исчезают целые направления, которые разрабатывали эти люди. Ведь каждый ученый работает с целым рядом коллег, сообща решая важные народно-хозяйственные научные задачи. Исследования сворачиваются или, как минимум, не могут полноценно разрабатываться дальше. Если так будет продолжаться, мы превратимся в страну дураков! А причины — на поверхности. Непростые условия работы, ничтожные зарплаты, но главное — нереализованность идей. Что может быть хуже для ученого, чем писать в стол! — Какие направления в науке оказываются на задворках? — У отдельных направлений исследований, таких как космос, военная промышленность, народное хозяйство, имеется мощная поддержка. А вот естественно-научная сфера страдает сильнее всего. Например, физика за последние 20 лет оказалась на задворках большой науки. Она исчезает из школьной и вузовской программ обучения с тех пор, как мы взяли на вооружение западную систему образования. Фактически физика выведена из числа предметов, обязательных для сдачи экзаменов. И как результат — на физические факультеты крайне низкий набор. Гуманитарные науки в печальном положении. Они воспринимаются как нечто обременительное для бюджета государства. Такое мнение частенько встречается в рассуждениях чиновников. А ведь гуманитарные науки — это основа основ. Любой физик, математик, работник естественно-научной области может состояться, только имея мощную гуманитарную базу. Литература, история, искусство, философия, социология формируют мировоззрение и способность мыслить глобально, что и отличает ученого от обывателя. Альберт Эйнштейн говорил, что он больше пользы получил от чтения Льва Толстого, чем от уроков математики. — Далеко не каждый выпускник университета способен совершать научные открытия. Ощущается ли кадровый голод в научной сфере? — Конечно! Во-первых, мало кто из талантливых студентов идет в аспирантуру по направлениям, где нужны глубокие фундаментальные знания. Они выбирают специализацию, которая в будущем позволит достойно зарабатывать, — экономику, юриспруденцию, психологию. Другая причина, уже набившая оскомину, — все те же низкие зарплаты. Хотя настоящий ученый зачастую готов и бесплатно работать ради науки. Но ведь жить на что-то надо, семью содержать. Однако важнее всего для ученого, чтобы его идеи получили возможность реализоваться. И тут навстречу идут зарубежные исследовательские центры. Огромное «спасибо» надо сказать Фонду Сороса, который своими программами укрепил убеждение наших ученых в том, что они могут найти реализацию идей за пределами России. С тех пор идет отток мозгов. Хотя в последние годы его течение приостановилось, но все же имеет место по сей день. А кто в будущем в России будет совершать научные открытия? — Можно ли изменить сложившуюся ситуацию? Как вернуть у подрастающего поколения интерес к учебе, к знаниям, к науке? Это сложный вопрос образовательной политики, который можно решить только комплексно и на высоком государственном уровне. Ученый мир видит пути решения в том, чтобы государство повернулось лицом к большой науке. — Каково положение дел и какие направления научной сферы являются наиболее перспективными в Адыгее? — По сравнению с другими регионами наука в республике, и в частности в нашем институте, отнюдь не бедствует, хотя проблемы у нас практически те же самые. В начале 1990-х, несмотря на то что страна переживала сложное время, мы смогли создать фундамент для развития науки, на котором уверенно стоим. Тогда в Адыгее стал вопрос необходимости подготовки кадров, но из-за развала СССР мы уже не могли посылать молодежь учиться в бывшие союзные республики, а ближайшие к нам образовательные центры принимали студентов в ограниченном количестве. Молодая республика могла просто умереть от кадрового голода. Но мы смогли выйти из ситуации. В условиях, когда по всей стране шло закрытие вузов, Адыгея смогла открыть Майкопский государственный технологический институт, в чем огромная заслуга Главы Адыгеи Аслана Тхакушинова, который в те годы был председателем Комитета по образованию и науке в республиканском Парламенте. Адыгейский пединститут получил статус университета, а благодаря созданию филиала Кубанской медицинской академии и затем мединститута в составе МГТУ была решена проблема подготовки собственных медицинских кадров. В 1992 году мы провели симпозиум ученых — выходцев из Адыгеи, работающих в разных областях по всему бывшему Союзу. Многие дали согласие работать у нас и создали тот фундамент, на котором стоит образование и большая наука в республике. Тогда мы мечтали превратить Адыгею в фундаментальный научный центр. И сейчас мы видим, что многие из тех планов удалось воплотить в жизнь. При двух университетах действует 8 диссертационных советов: по истории, языкознанию, экономике, социологии, педагогике и другие. Мало какой вуз России сегодня может этим похвалиться, а на Северном Кавказе практически ни один. К нам на защиту диссертаций едут соискатели со всей страны! Главное условие для создания совета — наличие собственных ученых, докторов наук. Хотя сохранить эту устойчивость было непросто. Целый ряд научных направлений представлен нашими исследователями, которые занимаются фундаментальными разработками, известны в российской и мировой науке. Это доктора наук Магомет Шумафов, Вячеслав Тлячев, Казбек Чермит, Алла Соколова, Казбек Шаззо, Эмилия Шеуджен, Аскер Панеш, Джабраил Мекулов, Абрек Апишев, Светлана Кудаева, Юрий Сухоруких и многие другие. И конечно, Глава республики Аслан Тхакушинов — академик Российской академии образования. — По идее, наука должна быть свободна от политики, экономики, религии, но при этом она зачастую сильно от них зависит… — Потому что ученые развивают науку не лично для себя, а во благо страны. Наш институт выполняет правительственный заказ на определенные исследования в республике. От государства мы получаем зарплату. Власти заинтересованы в том, чтобы институт нормально функционировал. Свидетельство тому — нынешние достойные условия для работы. Причем никакого политического влияния на нас не оказывается. В области научных исследований мы свободны. Беседовала Елена Маркова. Источник: http://советская-адыгея.рф/index.php/nauka/45-obrazovanie/2279-komu-spasat-rossijskuyu-nauku My WebPage |
Категория: Наука и жизнь | Просмотров: 829 | | |
Всего комментариев: 0 | |