Забытые мелодии для адыгской флейты - 22 Декабря 2016 - Конкурс СМИ - Копирайтер
Работа для журналистов
Публикация статей
Главная » 2016 » Декабрь » 22 » Забытые мелодии для адыгской флейты
13:15
Забытые мелодии для адыгской флейты
Забытые мелодии для адыгской флейты
Легко ли играть на адыгской флейте и почему на этом инструменте не играют женщины — выяснял корреспондент «СА», побывав на I Межрегиональном фестивале флейтистов-камыляпща.
Адыгея стала организатором первого фестиваля, возрождающего игру на старинном национальном инструменте — камыле. Он собрал в республиканской столице музыкантов из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Турции.
Как уже писала «СА», 16 марта фестивальное движение стартовало в Майкопе, на следующий день музыканты выступили в Нальчике, завершился фестиваль 18 марта в Черкесске. В каждом городе мероприятие вызвало интерес у национальной молодежи, представителей музыкального искусства, ученых — этнографов и историков. В Адыгее возрождением старинных народных инструментов и пропагандой аутентичного фольклора занимается руководитель ансамбля «Жъыу», заслуженный художник РА Замудин Гучев.
Именно ему принадлежит идея проведения фестиваля, поддержку в организации которого оказало Министерство культуры Республики Адыгея при участии Центра народной культуры РА, Адыгейской республиканской детской школы искусств имени К.Х.Тлецерука, Центра адыговедения АГУ, а также учреждений культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Замудин Гучев не только сам виртуозно владеет игрой на адыгских инструментах и занимается их изготовлением, но и щедро делится своими знаниями с каждым, кому по душе музыка предков. С его подачи в Адыгейской республиканской детской школе искусств им.К.Тлецерука было открыто отделение народных инструментов, и маленькие музыканты получили возможность учиться играть на шичепшине. Но если гармоника, трещотки и адыгская скрипка — шичепшин хорошо известны на Северном Кавказе и за его пределами, то камыль был незаслуженно забыт. Хотя научиться играть на нем несложно, достаточно обладать хорошим музыкальным слухом.
Камыль — традиционная адыгская флейта. Этот духовой инструмент всегда был обязательным инструментом джэгуако-песнетворцев, без него не обходился ни один свадебный обряд или праздник. Кстати, в культуре других народов есть его аналоги: у абхазов — ачарпын, у башкиров — курай. Само название «камыль» говорит о материале изготовления — озерном камыше, из которого инструмент делали в старину. Несколько экспонатов прошлого века хранится в фондах Национального музея. Они послужили образцами для современных мастеров, которые в конце 1980-х годов начали восстанавливать технику изготовления инструмента, изучать специфику игры и собирать народные наигрыши. В настоящее время камыли делают из металла, пластмассы, дерева.
— Я надеюсь, что в будущем камыль получит широкую известность. Хочется, чтобы народ вспомнил древнюю флейтовую музыку, корни которой идут от нартского эпоса. Наша цель — рассказать о камыле и продемонстрировать его возможности, а также выявить современных самобытных исполнителей и мастеров по изготовлению инструмента, — рассказал «СА» Замудин Гучев.
Площадкой для демонстрации мастерства флейтистов-камыляпща стала сцена Национального театра им.И.С.Цея. Гостей и участников поприветствовал Министр культуры Адыгеи Мухамед Кулов. Он пожелал фестивалю расти, привлекать в свои ряды новых музыкантов и дальше пропагандировать национальное музыкальное искусство, а Министерство, в свою очередь, будет изыскивать материальные средства на поддержку фестиваля. Условия позволяли участвовать в фестивале любому играющему на камыле, без каких-либо ограничений по возрасту и образованию. Участников было немного — всего 16 человек. С другой стороны, адыгской флейтой профессионально владеют буквально два десятка человек во всем мире. Так что, можно сказать, впервые в истории Северного Кавказа свое искусство продемонстрировало рекордное число мастеров игры на камыле.
Большая часть участников фестиваля либо в прошлом, либо в настоящее время музыканты ансамбля «Жъыу». Мадин Сташ, Казбек Нагароков, Аслан Четыз не только сами играют на шичепшине, камыле и других инструментах, но и учат играть своих товарищей. Они познакомили с адыгской флейтой 15-летнего Азмина Брантова из Хакуринохабля. А самым молодым участником фестиваля стал 10-летний Дамир Гуагов из Майкопа. Рамазан Дауров играл в ансамбле «Жъыу» во время учебы на факультете адыгейской филологии и культуры АГУ. С окончанием вуза интерес к инструменту не утратил. Правда, публично не выступает. По его словам, играет скорее для себя, чем для других.
— Камыль всегда у меня с собой в машине — он по размеру маленький, компактный. Когда душа просит музыки, я играю. Могу даже на улице начать играть. И оказывается, не многие знают, что это за инструмент, подходят, интересуются, — поделился Рамазан Дауров.
Карачаево-Черкесию на фестивале представили автор и исполнитель Тимур Китов, а также преподаватели музыкальной школы Азамат Ашибоков и Асият Озова. В музыкальной школе аула Хабез они преподают игру на шичепшине, так как в программе обучения пока нет камыля. Но это дело времени, считает Азамат Ашибоков, который не только играет на камыле, но и изготавливает инструмент из металла, пластмассы, камыша, шпона. Его коллега, играющая на шичепшине, объяснила корреспонденту «СА», почему женщины не играют на камыле.
— В отличие от традиционной флейты при игре на камыле сильно искажается мимикой лицо. Это выглядит неэстетично, а девушка всегда должна оставаться красивой. Поэтому камыль — удел сильного пола, — уверена Асият Озова.
Оказывается, до недавнего времени ни в Кабардино-Балкарии, ни в Карачаево-Черкесии не было музыкантов, владеющих этим инструментом. Вторую жизнь в современном обществе камылю подарили Замудин Гучев и творчество ансамбля аутентичного пения «Жъыу». Показательно, что в числе тех, кто проявил интерес к камылю, не только музыканты, но и молодые люди без музыкального образования, которые искренне считают, что играть на национальных инструментах должен каждый уважающий себя черкесский мужчина.
— Несколько лет назад я услышал, как играют на камыле музыканты ансамбля «Жъыу». Я заинтересовался и даже заказал камыль у мастера, причем в Барнауле. Честно говоря, свой интерес не афишировал. Играть учился самостоятельно, искал учебный материал. В Институте гуманитарных исследований КБР мой друг отыскал архив звукозаписей, записанных еще в начале прошлого века. Мы их слушали и подражали. Кроме этого, сейчас достаточно много видео- и аудиофайлов в Интернете. Затем, когда «Жъыу» приезжал в Нальчик на презентацию диска «Нарты», я показал, чему научился. «Твой камыль красиво звучит», — сказал тогда Замудин Лелевич и заверил, что мне стоит учиться играть дальше. В книге «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» я нашел ноты песни «Мэзгуащэ», что переводится как «Лесная красавица», и выбрал ее для выступления на фестивале, — рассказал «СА» Науруз Агоев из Нальчика, приехавший на фестиваль с другом, самодеятельным музыкантом Беталом Бекановым.
Специальным гостем фестиваля стал Эрхан Туркав из турецкого города Дюздже, в прошлом студент МГТУ и музыкант ансамбля «Жъыу». Его друзья Фатих Якваш из Анкары, Хамид Шарууко из Стамбула и Чеглан Четао из турецкого аула Хакуринохабль, которые в силу обстоятельств не смогли приехать, приняли участие в режиме онлайн. Это молодые ребята, представители черкесской диаспоры, которые стремятся сохранить музыкальное искусство предков за пределами исторической родины. Фестиваль привлек внимание не только музыкантов, но и журналистов, причем не только с Северного Кавказа.
В Адыгею из Нальчика приехал журналист радио Кабардино-Балкарии Булат Халилов, который вместе со своим другом Тимуром Кодзоковым развивают этнографический проект «Ored recordings». Они ездят по селам и аулам и в полевых условиях записывают аутентичный фольклор разных народов. За несколько лет, помимо Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, они побывали в Северной Осетии—Алании и Южной Осетии, Дагестане, Чечне, Абхазии и Калмыкии. Обработанные записи — уже сделано 7 альбомов — они выкладывают в Интернете для бесплатного скачивания.
— Нет другого способа сохранить аутентичную музыку, кроме как поехать и самим ее записать, — уверены молодые люди.
Как Замудин Гучев в Адыгее, так Булат Халилов и Тимур Кодзоков в КБР в силу своих возможностей стараются сохранить наследие предков, которое с каждым годом утрачивается. Именно они в своей республике выступили соорганизаторами первого Межрегионального фестиваля флейтистов-камыляпща и пригласили на него из Москвы авторов проекта «Sygma», посвященного культуре народов России. Один из материалов портала будет посвящен фестивалю, о котором через интернет-портал могут узнать в России и за ее пределами. Второй день фестиваля прошел в Нальчике на сцене Кабардино-Балкарского драматического театра им.Алия Шогенцукова и торжественно завершился в Государственной филармонии Карачаево-Черкесии, где к флейтистам-камыляпща присоединились новые музыканты. Всего же фестивальное движение в трех республиках привлекло более 30 исполнителей на различных национальных музыкальных инструментах. По словам Замудина Гучева, организаторы планируют сделать фестиваль традиционным. Елена Маркова.
Источник: http://советская-адыгея.рф/index.php/kultura/2664-zabytye-melodii-dlya-adygskoj-flejty
My WebPage
Категория: Сохраним культурное наследие народа? | Просмотров: 90 | Добавил: gitalikova | Теги: Замудин Гучев, Жыъу, адыгская флейта, камыль
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "Копирайтер", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
По вопросам сотрудничества обращайтесь: greatinquisitor@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "Аквила"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 

Наименования СМИ: РИА "Аквила" и 
Российское информационное агентство "Агентство практической журналистики "Аквила"" - тождественны.
Премия Национальной Медицинской Палаты за вклад в развитие российского здравоохранения и повышение уважения к медицинским работникам -2016

Победа на всероссйском конкурсе для СМИ "Спортивные регионы - спортивная Россия" - 2016


!