Проект "Наставник" в журналистике - 1 Ноября 2018 - Копирайтер
Молодым журналистам. Начало карьеры
Информация для всех
Главная » 2018 » Ноябрь » 1 » Проект "Наставник" в журналистике
06:47
Проект "Наставник" в журналистике

Проект ««Наставник» в журналистике: стандарты, опыт, оценка квалификации» – это системный проект коллектива журналистов, начатый еще в 2013 году, практическим результатом которого стала выработка профессионального стандарта для журналистов-исследователей (расследователей), создание независимой системы повышения и оценки квалификации журналистов (работающих в самом трудозатратном и интеллектуально ёмком жанре аналитической журналистики).

Целевая аудитория: специалисты кадровых служб предприятий, руководители отделов, журналисты, сообщество журналистов.


МАТЕРИАЛЫ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

А судьи – кто? Как должна выглядеть национальная система оценки квалификаций >>>читать>>>

Автор: Сацыперова Ёжина Павловна

Экономика наставничества: новые практики >>>читать>>>

Автор: Приймак Вера Андреевна

«Печеньки» для руководителя: необычные, но результативные практики наставничества >>>читать>>>

Автор: Приймак Вера Андреевна


О проекте «Наставник» в журналистике

/ РИА Агентство практической журналистики «Аквила», 1 ноября 2018 г., основной текст - Сацыперова Ёжина; фотографии для проекта и коллажей представлены их авторами и/или владельцами, в том числе пресс-службами организаций размещены в публичном пространстве для публичного использования без ограничений /


На сегодняшний день в области массовых коммуникаций принят ряд профессиональных стандартов для журналистов и работников средств массовой информации, включая стандарты для корреспондентов и редакторов. Но эти стандарты уже морально устарели. Образовательные программы в вузах по направлению «журналистика» не отвечают требованиям времени. Профессиональное журналистское сообщество дезорганизовано, журналисты самоустранились от деятельности по созданию профессиональных стандартов для отрасли, в которой работают. Повысить квалификацию через целевое обучение невозможно – на рынке практически нет адекватных программ для повышения квалификации журналистов. Система СМИ в России разрушена.

Таково общее положение дел в журналистике и существует одно давно, примерно с 1991 года. Вопреки окружающей реальности журналисты РИА «Аквила» создали внутренний профессиональный стандарт, применяя который, добились общественного признания в профессиональной среде, создали систему взаимодействия с вузами с целью организации практики для студентов – будущих журналистов, разработали инструмент для независимой оценки квалификации журналистов – Рейтинг профессиональной активности журналистов, внедряют систему наставничества и обмена опытом в своем коллективе. 

 

 Школа практической журналистики, Псковская область

История рождения проекта

Необходимость менять окружающею реальность в части повышения качества российской журналистики, была осознана еще в 2012 году. К этому времени у создателей проекта был личный опыт в профессии с 2004 года, как у издателей (включая полный цикл функционирования СМИ) газеты «Город на Ловати». В 2013 году на базе редакции газеты «Великолукская правда», а затем на базе газеты «Новый день в Псковской области», а с 2014 года на базе РИА «Аквила» были созданы кружки журналистики для старших школьников и студентов, желающих связать свою жизнь с этой профессией. Тогда же и был разработан локальный профессиональный стандарт подготовки материалов для печати, который лёг в основу профессиональной деятельности.

Цели проекта

В начале наставнической, по своей сути, деятельности, в 2013 году, были поставлены цели, достижение которых способствовало бы качественному развитию региональной журналистики (в Псковской области) и профессиональному росту участников процесса.

Эти цели:

- создать  профессиональный стандарт по направлению журналисткой деятельности -   исследовательская (научная), расследовательская (аналитическая), общественно-политическая журналистика и внедрять его на практике;

- подготовить для поступления в вуз для обучения по направлению «журналистика» несколько человек и отслеживать их дальнейшую профессиональную карьеру;     

- создать систему взаимодействия между работодателем (СМИ) и вузом с целью контроля качества образования, улучшения образования, помощи в дальнейшем трудоустройстве выпускников вузов по профессии и получения ими необходимого опыта работы еще во время обучения в вузе;

- создать систему независимой оценки квалификации журналистов для повышения социальной значимости профессии в обществе и роста народного доверия к журналистам;

- создать систему повышения квалификации журналистов.

Результаты и личный опыт

Общение со студентами, награждение на профессиональном Всероссийском конкурсе АСИ для журналистов; Сацыперов Ф.И.

 

К 2018 году были получены следующие результаты:

1) внедрение локального профессионального стандарта журналисткой деятельности привело к общественному признанию личного вклада авторов проекта в развитие журналистики, выразившееся более чем в 20 победах на Всероссийских конкурсах профессионального мастерства для журналистов, организованных

- Федеральной службой  государственной статистики (Росстат),

- Федеральным агентством лесного хозяйства – ФБУ «Российский Центра защиты леса»,

- Министерством спорта Российский Федерации,

- Национальной медицинской палатой,

- Национальным агентством развития квалификаций,

- Агентством  стратегических инициатив,

- АО «Российская Венчурная Компания»,

- Федерацией лабораторной медицины,

- Московским Государственным Университетом имени М.В. Ломоносова,

- Благотворительным фондом «Общественный институт социальной стратегии и тактики»,

- правовой компанией ГАРАНТ,

 - Общероссийским народным фронтом,

- форумом «Госзаказ – ЗА честные закупки»,

- Фондом «Журналист» и Ассоциацией районных и городских газет,

при поддержке Совета судей РФ, Национальной медицинской палаты, Минпромторга РФ, информационных агентств ИТАР-ТАСС и Интерфакс, Союза журналистов России и других организаций;

2) один слушатель курса по практической журналистке, начатого в 2013 году, закончил вуз по направлению «журналистика», в настоящее время работает в отделе новостей СМИ; второй слушатель курса поступил на работу в местное новостное СМИ;

3) с 2015 года налажено взаимодействие с разными вузами, организована плановая практика студентов в РИА «Аквила», всего практику прошло около 60 человек;

4) авторы проекта преподают в вузах, имеют научные публикации по профессиональной деятельности, приняли очное участие более чем в 10 профессиональных форумах и конференциях, также авторы проекта повышают свою квалификацию и через доступные образовательные платформы и путем стажировок в других СМИ;

5) авторами проекта учрежден и реализуется первый в России профессиональный конкурс-практикум для журналистов всех видов СМИ «Профессия-журналист» (более 1000 журналистов-участников в год), суть которого в том, что оценка конкурсных работ проводится журналистами – участниками конкурса, чем обеспечивается повышение объективности такой оценки, и что, в свою очередь, способствует профессиональному росту участников конкурса;

6) создан инструмент для независимой оценки квалификации журналистов – Рейтинг профессиональной активности журналистов, суть которого в выявлении системного участия журналистов в профессиональных конкурсах и фиксации их профессиональных достижений, как результата независимой оценки профессионального мастерства.

При составлении Рейтинга обрабатываются открытые данные по всем ежегодным конкурсам (более 50 в год) для журналистов, и по победителям этих конкурсов – в общей базе почти 2000 победителей с 2012 года.

Рейтинг показывает, что в настоящее время в регионах России есть приблизительно 20 журналистов (рейтинг динамический) с высокой квалификацией (и несколько человек с высочайшей квалификаций) и именно они, на взгляд авторов Рейтинга, и должны войти в Совет по профессиональным квалификациям по журналистике или возглавить экспертные советы в региональных ЦОК или как-то иначе участвовать в процессе развития журналистики (конечно, если захотят), потому что их квалификация и практический опыт при такой публичной оценке не вызывают сомнений.

Таким образом, авторам большого проекта «Наставник» в журналистике удалось создать всероссийскую систему повышения квалификации журналистов (через конкурс-практикум) и систему независимой оценки квалификации (через Рейтинг профессиональной активности) на базе профессионального стандарта (стандарт унифицирован).

Что касается локального профессионального стандарта, то результат его применения прошел «проверку боем» в 20 престижных массовых по числу участников ежегодных всероссийских профессиональных журналистских конкурсах, организованных министерствами и ведомствами РФ и иными крупными общественными и научными организациями, т.е. где на одно призовое место претендует, как правило, 100 – 300 человек (а на первое место – в отдельных конкурсах и до 500 человек), что доказывает состоятельность стандарта.

 

Вывод: полученный опыт имеет числовую оценку, может быть масштабирован и тиражирован в системе повышения и оценки квалификаций по направлению «журналистика» в России.

 

Больше, чем проект

Вера Приймак, журналист:

«Наставничество в журналистике» – больше, чем просто проект. Потому что наставничество – это непрерывный образовательный процесс, в котором стажер ставит себе конкретную достижимую цель и идет к ней вместе с наставником. Моей целью было научиться искать информацию (формулировать задачи, задавать вопросы, находить главное), систематизировать полученные данные и грамотно их представить широкому кругу заинтересованных людей. Работа с наставником – это всегда взаимодействие, поиск сути происходящих вокруг нас процессов, а не просто выполнение заданий одного за другим. Непрерывность образовательного процесса в данном случае как раз в том, что к наставнику можно обратиться в любое время и вообще по любому вопросу, даже, на первый взгляд, напрямую и не связанному с выполняемым заданием. Этим наставничество и отличается от обычной стажировки. Не стесняйтесь приходить к интересным для вас людям и просить их стать вашими наставниками. Вы получите бесценный опыт и много реальных знаний, которые сразу же сможете применить на практике и в скором времени увидеть результат.

 

Ёжина Сацыперова, главный редактор:

- Приглашаем стажеров из любых регионов России на открытые направления наставничества в СМИ:

1. «Создание местного / регионального или тематического СМИ»;

2. «Большие данные в СМИ»;

3. «Политическая журналистика»;

4. «Научная журналистика»;

5. «Создание общественных Советов».

Заявки на участие принимаются на почту aquia-ia@yandex.ru с пометкой «Наставник».

В заявке нужно указать: выбранное направление стажировки; цель, которую стажер ставит перед собой; сроки обучения (не меньше 6 месяцев, больше - можно, в зависимости от цели). В рамках наставнического взаимодействия стажеры-студенты могут готовить свои выпускные квалификационные работы; действующие журналисты и блогеры – реализовать персональные проекты. Для стажеров из регионов организуем дистанционное общение.

 

Продолжение будет!

Категория: Проекты | Просмотров: 2738 | Добавил: Редактор | Рейтинг: 0/0
Всего комментариев: 0
avatar


16+
Сетевое издание "КОПИРАЙТЕР", сайт издания - http://copyreg.ru,
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 03.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 59430
учредители: Сацыперов Ф.И., Сацыперова Ё.П.,
главный редактор: Сацыперов Ф.И.,
почта: greatinquisitor@yandex.ru
телефон редакции: +7 952 244 36 51
Полную информацию смотрите на странице Контакты

Русское информационное агентство "Агентство практической журналистики "АКВИЛА"" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 10.10.2014 года
Номер свидетельства о регистрации: ИА № ФС 77 - 59624

По вопросам сотрудничества обращайтесь: aquila-ia@yandex.ru
Полную информацию смотрите на странице 


ПРОЕКТЫ

Бессмертие возможно

Наука и техника. Первые шаги

Псковская область - там начинается Родина 



!