06:47 Проект "Наставник" в журналистике | ||||||||||||||
Проект ««Наставник» в журналистике: стандарты, опыт, оценка квалификации» – это системный проект коллектива журналистов, начатый еще в 2013 году, практическим результатом которого стала выработка профессионального стандарта для журналистов-исследователей (расследователей), создание независимой системы повышения и оценки квалификации журналистов (работающих в самом трудозатратном и интеллектуально ёмком жанре аналитической журналистики). Целевая аудитория: специалисты кадровых служб предприятий, руководители отделов, журналисты, сообщество журналистов.
О проекте «Наставник» в журналистике / РИА Агентство практической журналистики «Аквила», 1 ноября На сегодняшний день в области массовых коммуникаций принят ряд профессиональных стандартов для журналистов и работников средств массовой информации, включая стандарты для корреспондентов и редакторов. Но эти стандарты уже морально устарели. Образовательные программы в вузах по направлению «журналистика» не отвечают требованиям времени. Профессиональное журналистское сообщество дезорганизовано, журналисты самоустранились от деятельности по созданию профессиональных стандартов для отрасли, в которой работают. Повысить квалификацию через целевое обучение невозможно – на рынке практически нет адекватных программ для повышения квалификации журналистов. Система СМИ в России разрушена. Таково общее положение дел в журналистике и существует одно давно, примерно с 1991 года. Вопреки окружающей реальности журналисты РИА «Аквила» создали внутренний профессиональный стандарт, применяя который, добились общественного признания в профессиональной среде, создали систему взаимодействия с вузами с целью организации практики для студентов – будущих журналистов, разработали инструмент для независимой оценки квалификации журналистов – Рейтинг профессиональной активности журналистов, внедряют систему наставничества и обмена опытом в своем коллективе.
Школа практической журналистики, Псковская область История рождения проекта Необходимость менять окружающею реальность в части повышения качества российской журналистики, была осознана еще в 2012 году. К этому времени у создателей проекта был личный опыт в профессии с 2004 года, как у издателей (включая полный цикл функционирования СМИ) газеты «Город на Ловати». В 2013 году на базе редакции газеты «Великолукская правда», а затем на базе газеты «Новый день в Псковской области», а с 2014 года на базе РИА «Аквила» были созданы кружки журналистики для старших школьников и студентов, желающих связать свою жизнь с этой профессией. Тогда же и был разработан локальный профессиональный стандарт подготовки материалов для печати, который лёг в основу профессиональной деятельности. Цели проекта В начале наставнической, по своей сути, деятельности, в 2013 году, были поставлены цели, достижение которых способствовало бы качественному развитию региональной журналистики (в Псковской области) и профессиональному росту участников процесса. Эти цели: - создать профессиональный стандарт по направлению журналисткой деятельности - исследовательская (научная), расследовательская (аналитическая), общественно-политическая журналистика и внедрять его на практике; - подготовить для поступления в вуз для обучения по направлению «журналистика» несколько человек и отслеживать их дальнейшую профессиональную карьеру; - создать систему взаимодействия между работодателем (СМИ) и вузом с целью контроля качества образования, улучшения образования, помощи в дальнейшем трудоустройстве выпускников вузов по профессии и получения ими необходимого опыта работы еще во время обучения в вузе; - создать систему независимой оценки квалификации журналистов для повышения социальной значимости профессии в обществе и роста народного доверия к журналистам; - создать систему повышения квалификации журналистов. Результаты и личный опыт Общение со студентами, награждение на профессиональном Всероссийском конкурсе АСИ для журналистов; Сацыперов Ф.И.
К 2018 году были получены следующие результаты: 1) внедрение локального профессионального стандарта журналисткой деятельности привело к общественному признанию личного вклада авторов проекта в развитие журналистики, выразившееся более чем в 20 победах на Всероссийских конкурсах профессионального мастерства для журналистов, организованных - Федеральной службой государственной статистики (Росстат), - Федеральным агентством лесного хозяйства – ФБУ «Российский Центра защиты леса», - Министерством спорта Российский Федерации, - Национальной медицинской палатой, - Национальным агентством развития квалификаций, - Агентством стратегических инициатив, - АО «Российская Венчурная Компания», - Федерацией лабораторной медицины, - Московским Государственным Университетом имени М.В. Ломоносова, - Благотворительным фондом «Общественный институт социальной стратегии и тактики», - правовой компанией ГАРАНТ, - Общероссийским народным фронтом, - форумом «Госзаказ – ЗА честные закупки», - Фондом «Журналист» и Ассоциацией районных и городских газет, при поддержке Совета судей РФ, Национальной медицинской палаты, Минпромторга РФ, информационных агентств ИТАР-ТАСС и Интерфакс, Союза журналистов России и других организаций; 2) один слушатель курса по практической журналистке, начатого в 2013 году, закончил вуз по направлению «журналистика», в настоящее время работает в отделе новостей СМИ; второй слушатель курса поступил на работу в местное новостное СМИ; 3) с 2015 года налажено взаимодействие с разными вузами, организована плановая практика студентов в РИА «Аквила», всего практику прошло около 60 человек; 4) авторы проекта преподают в вузах, имеют научные публикации по профессиональной деятельности, приняли очное участие более чем в 10 профессиональных форумах и конференциях, также авторы проекта повышают свою квалификацию и через доступные образовательные платформы и путем стажировок в других СМИ; 5) авторами проекта учрежден и реализуется первый в России профессиональный конкурс-практикум для журналистов всех видов СМИ «Профессия-журналист» (более 1000 журналистов-участников в год), суть которого в том, что оценка конкурсных работ проводится журналистами – участниками конкурса, чем обеспечивается повышение объективности такой оценки, и что, в свою очередь, способствует профессиональному росту участников конкурса; 6) создан инструмент для независимой оценки квалификации журналистов – Рейтинг профессиональной активности журналистов, суть которого в выявлении системного участия журналистов в профессиональных конкурсах и фиксации их профессиональных достижений, как результата независимой оценки профессионального мастерства. При составлении Рейтинга обрабатываются открытые данные по всем ежегодным конкурсам (более 50 в год) для журналистов, и по победителям этих конкурсов – в общей базе почти 2000 победителей с 2012 года. Рейтинг показывает, что в настоящее время в регионах России есть приблизительно 20 журналистов (рейтинг динамический) с высокой квалификацией (и несколько человек с высочайшей квалификаций) и именно они, на взгляд авторов Рейтинга, и должны войти в Совет по профессиональным квалификациям по журналистике или возглавить экспертные советы в региональных ЦОК или как-то иначе участвовать в процессе развития журналистики (конечно, если захотят), потому что их квалификация и практический опыт при такой публичной оценке не вызывают сомнений. Таким образом, авторам большого проекта «Наставник» в журналистике удалось создать всероссийскую систему повышения квалификации журналистов (через конкурс-практикум) и систему независимой оценки квалификации (через Рейтинг профессиональной активности) на базе профессионального стандарта (стандарт унифицирован). Что касается локального профессионального стандарта, то результат его применения прошел «проверку боем» в 20 престижных массовых по числу участников ежегодных всероссийских профессиональных журналистских конкурсах, организованных министерствами и ведомствами РФ и иными крупными общественными и научными организациями, т.е. где на одно призовое место претендует, как правило, 100 – 300 человек (а на первое место – в отдельных конкурсах и до 500 человек), что доказывает состоятельность стандарта.
Вывод: полученный опыт имеет числовую оценку, может быть масштабирован и тиражирован в системе повышения и оценки квалификаций по направлению «журналистика» в России.
Больше, чем проект Вера Приймак, журналист: «Наставничество в журналистике» – больше, чем просто проект. Потому что наставничество – это непрерывный образовательный процесс, в котором стажер ставит себе конкретную достижимую цель и идет к ней вместе с наставником. Моей целью было научиться искать информацию (формулировать задачи, задавать вопросы, находить главное), систематизировать полученные данные и грамотно их представить широкому кругу заинтересованных людей. Работа с наставником – это всегда взаимодействие, поиск сути происходящих вокруг нас процессов, а не просто выполнение заданий одного за другим. Непрерывность образовательного процесса в данном случае как раз в том, что к наставнику можно обратиться в любое время и вообще по любому вопросу, даже, на первый взгляд, напрямую и не связанному с выполняемым заданием. Этим наставничество и отличается от обычной стажировки. Не стесняйтесь приходить к интересным для вас людям и просить их стать вашими наставниками. Вы получите бесценный опыт и много реальных знаний, которые сразу же сможете применить на практике и в скором времени увидеть результат.
Продолжение будет! | ||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |